23.07.2004 © Petro

Вы когда нибудь представляли, что скажете в микрофон видеокамеры на перевале высотой 4059м? Позади, под жарким летним солнцем миллионом струек переливается многокилометровый ледник, впереди – разноцветьем радуг красуется гладь озера Иссык-Куль. Лицо обдувает легкий высокогорный ветерок, он что-то ласково шепчет, так как уважает – ведь мы победители... Я сотни раз прокручивал в своем воображении эти картинки, видел это как наяву. Реальность оказалась иной...

Уже неделя, как самолёт доставил нас из солнечной гостеприимной Алма-Аты на Родину. Но до сих пор по ночам, как наяву, я штурмую ледники Ак-Суу, поднимаюсь по 45-градусной жаре на серпантины высокогорного озера Сонг-Кёль, перетаскиваю байк по осыпям каменных подступов перевала Керегеташ... Я просыпаюсь в холодном поту, не могу понять где я, почему так тяжело дышится. Видимо какая-то очень большая и, наверняка лучшая, частичка меня осталась там, в горах, зовёт обратно... Вот такой он:

Тянь-Шань 2004. Велопоход 5 к.с.
Высокохудожественный отчёт.
(внимание! ненормативная лексика)

Можно с уверенностью сказать, что подготовка к экспедиции’2004 в горы Тянь-Шаня началась летом 2003 года. Тогда мы прошли спортивный поход 4 категории сложности по Кольскому полуострову (Заполярье) – http://petro.com.ua/daybook/kolskiy2003aug/index.html. Это открыло нам путь к регистрации в Центральной Маршрутно-Квалификационной комиссии похода высшей, пятой категории сложности. Такой поход был выпущен впервые за годы независимости Украины. Собственно разработка маршрута и деталей экспедиции началась с изучения отчётов о велопоходах по Тянь-Шаню на сайте http://isakov.narod.ru/otchet.htm, затем было электронное общение с автором сайта, Леонидом Исаковым, пролившее свет на некоторые неясные моменты. Заключительным этапом разработки деталей нитки маршрута были заданные нами вопросы на форуме казахских байкеров «Центр тяжести» - http://bb.ct.kz/bike. Заявку на временную регистрацию на территории Казахстана/Киргизстана с ниткой маршрута и списком участников с паспортными данными отправили в фирму «SILK ROAD ADVENTURES» по адресу sradventure@nursat.kz, Kazakhstan, Almaty,Adi Sharipova str., 117-44, Tel/fax: (+7 3272)926319, tel: (+7 3272)924042. Через неделю получили подтверждение, что заявка готова, печати поставлены и можно всё забирать в Алма-Ате, оплатив услуги, по 5$ с человека. Для авиа перелета в обязательном порядке требовалось наличие загранпаспорта.

Технические подробности. Параллельно с разработкой маршрута проводилось техническое оснащение группы. Использовались:

1. Мультитопливная горелка MSR XGK Expedition, предназначеная для эксплуатации в экстремальных условиях. Горелка полностью себя оправдала. Расход бензина (очень плохой А80) составил 2,5л на три дня. Кипячение воды производилось 3 раза в день по ~6-8 литров на высоте от 1600 до 3500 тысяч метров. Замечания: необходимо брать с собой 1-2 комплекта уплотнительных резиновых колец (O-rings) двух диаметров и чистить сопло и топливовод горелки каждые 3-4 включения. Не пережимайте регулирующий кран, иначе уплотнительное кольцо быстро выйдет из строя.

Запасной горелкой был обычный примус «Шмель-2», использовался несколько раз, для ускорения процесса кипячения.

2. Для питания GPS Garmin GPSMap76S по соображениям цена/качество были выбраны элементы питания Duracell Plus. На комплекте батареек (2 штуки) при средней температуре 20С прибор работал целый ходовой день. При температуре ниже 10С на день требовалось 2 комплекта.

3. Для питания основного фотоаппарата экспедиции Canon PowerShot A60 так же использовались элементы питания Duracell Plus. По мнению фотографа, ёмкость батарей недостаточна, произошел перерасход за счёт более экономного использования элементов питания в GPS.

4. Все велосипеды были оборудованы светодиодными фарами BBB (4 светодиода), обеспечивающие стабильный яркий свет на протяжении ~30 часов. Стояночный свет у всех – налобный Petzl 3-4 светодиода.

5. На все велосипеды была поставлена резина Michelin Hot S с кевларовым кордом. Рабочая поверхность покрышек очень надежна, при малом весе покрышки (около 500 грамм). Однако боковины оказались очень уязвимы к случайным порезам от острых камней. В результате неаккуратной переноски байков на участке пер.Ак-Суу и подходах к пер.Керегеташ были разрезаны боковины 3 покрышек. 2 починили на месте, одну заменили запасной Panaracer FireXCPro. Ещё одна покрышка noname со стальным кордом, поставленная вместо разрезанной Michelin, протерлась не пройдя и 200 км. Была заменена запасной Michelin Comp. В дальнейшем думаю использовать покрышки Continental серии ProTection с кевларовым плетением в боковинах, это должно намного увеличить «стойкость» резины к боковым порезам.

6. Техническая комплектация велосипедов производилась исключительно в «Велолюксе» (http://velokiev.com). Были заменены кассеты/цепи, втулки и другие комплектующие, износ или качество которых по мнению механика не соответствовали высоким требованиям автономного похода такой сложности. С собой почти каждый участник имел запасную камеру, несколько спиц, ремнабор (шестигранники, клей, латки). Ремнабор механика можно найти в приложении.

Участники экспедиции. В походе принимало участие 7 человек.
Фото Участник Обязанности Байк
Зданович Пётр

Petro
Организатор, штурман, механик, видео Merida Matts Speed SLK

Deore LX/XTR
Савченко Руслан

RuliK
Фотограф, супервайзер Merida Matts Crusader

Alivio/XT
Удовиченко Михаил Официальный типа руководитель Kelli's Magic

Deore
Пархоменко Александр

Oles'
Медик, маркетолог, распиздяй Giant Boulder SE

Deore
Шелковенко Александр Костровой, летописец Merida Matts Drifter

Deore
Левченко Антон

Maktub
Участник Giant XtC

Deore
Голованова Лена

Nancy
Завхоз Giant XtC 860

Deore/LX

Declaimer

Читая этот текст вы соглашаетесь с тем, что:

1. Всё вышеизложенное является сугубо личным взглядом автора, все эмоции исключительно его, на момент и в контексте происходивших событий.

2. В тексте пока отсутствует множество путевых подробностей, т.к. летописец по прошествии месяца с момента приезда не сподобился не то, чтоб написать отчёт, а просто предоставить путевые заметки и данные с GPS, которые он записывал каждый вечер, хотя был неоднократно прошен.

3. Отчёт злой - всё отрицательное высказано, дабы люди не влипли в такую-же халэпу, всё положительное оставлено себе. Автор не считает нужным что-либо скрывать, что было то было, выводы сделаны. Возможно кто-то ещё напишет альтернативный отчёт.

4. Отдельные куски текста или весь текст может быть изменён без уведомления.

***

28 и 29 июня 2004. Подготовка к отлёту.

После неплодотворных дискуссий по поводу средств доставки семи упакованных в коробки велосипедов в Борисполь, Рулик принял абсолютно правильное волевое решение – договорился на стоянке маршруток с водителем большого бусика Mercedes за 100 грн доставить всех из одной точки Киева (от моего дома) прямиком к Fly Gates Бориспольского аэропорта.

Итак, 29 июня у меня в квартире творился полный кавардак – производили финальную паковку коробок, шмоток, взвешивание получившегося груза. Уложились!

Колодки для Ленкиной гидравлики MPH II, доставались в последний день, причём снимались с витринного велосипеда прямо в магазине. Менял я их уже в аэропорту.

В 17:00 подкатывает бус, мы уже повыносили коробки и вещи на улицу, грузимся. Жуя мороженое, вальяжно подходит Миша: «А чё, мы куда-то едем?». Смешно.

Скупые слёзы прощания, катящиеся по суровым лицам экспидиционеров, затяжные поцелуи,... картина, млин, маслом. Сели, поехали.

В здание аэровокзала проникли, звеня металлодетекторами. Меня вообще раздели почти до гола – сняли нагрудный датчик пульсометра, спросили «Что это?». Хотел пошутить: «пояс шахидки», но вспомнил, что за подобную шутку могут оштрафовать баксов на 100 и ответил честно – «Кардиостимулятор».

Сидим, пьем какаву с чаем, до вылета час, вот-вот должна начаться регистрация. И вдруг на информационном табло появляется надпись «Delayed. Wait for 5h». Отлично, рейс задерживается на 5 часов! Я понимаю, чем это грозит – в первый же день мы недоберём около 1000 метров высоты, соответсвенно с акклиматизацией будет совсем туго.

Не обманули – взлетели ровно на 5 часов позже. В самолёте Саня выбрал себе одну стюардессу, но был послан, я выбрал другую – девочка мило улыбается. Ах крошка, если бы ты знала, насколько мне сейчас не до тебя.

Промежуточная посадка в Астане (нынешняя столица Казахстана). Кидаем СМС-ку Тимуру о том, что задержали рейс, получили ответ, что нас всё равно ждут.

29.06.2004. День 1. Алма-Ата – подходы к БАО.

Заходим на посадку – вдалеке, на юге, виднеются предгорья западного Тянь-Шаня – красотища... нам туда. Высадка, паспортный контроль, регистрация, получение багажа – всё без проблем. На выходе нас встречает Тимур! Все велики в коробках ставим и закрепляем на крыше микроавтобуса Мицубиси. Воистину – микроавтобус! Я реально боялся, что коробки наверху настолько подняли центр тяжести этой малютки, что в ближайшем повороте мы ляжем набок. По дороге к Тимуру домой заезжаем в обменник. Курсы валют на конец июня 2004 года: 1 доллар – 42 сома, 143 тэнге. Для примера – галимый А80 бензин стоит 15 сомов, А95 – 30 сомов. Ленка в ближайшем гастрике закупает продукты на предстоящие три дня автономки.

Во дворе у Тимура нас лучезарной улыбкой, несмываемой никакими невзгодами, встречает Тоха, приехавший поездом и по дороге перезнакомившийся со всеми ведущими представителями Казахской велообщественности. В Астане, на ночь пересадки с Киевского поезда на Алма-Атинский, его любезно приютил Рашид. На травке в палисаднике собираем байки, пакуем вещи и продукты. Миша постоянно пристаёт ко мне с разной херней, типа банок сгущенки, тушенки, крупы или кулечков с перцем и помидорами. У меня начинает складываться такое впечатление, что я таки дурак и никакого взвешивания и распределения общака в Киеве не было! Что-то взял, наступив на горло собственной песне, которую прохрипел Мише. Кое-как всё распихали. Тимур смотрит на нас, как на... странных. Кому как не ему знать, какогО нам будет с этими баулами в горах. Однако мы полны оптимизма или какого-то там ещё ...изма и просто рвёмся в бой.

Несколько километров по Алма-Ате и начинается вполне ощутимый подъём. Как бы наша цель на сегодня – БАО (Большое Алма-Атинское Озеро). Но Тимур сказал, чтобы мы расслабились, а то выглядим какими-то напряженными, так недалеко и обделаться :) До БАО мы сегодня конечно не доедем, мне это ясно. На крайней за городом АЗС заливаем бензин во все ёмкости и в оба примуса – всего примерно 3,5 литра.

Не помню уже где, к нам присоединяются ещё два местных байкера – Серж и Света. Первая остановка у родника, некоторые уже едут неровно и небыстро, высота около полутора тысяч метров. От приёма водных процедур нас отвлекла подкатившая на четырех полноприводных колёсах маленькая и полезная пчёлка Наталка. Мёда она не привезла, а вот неспортивных матрасников избавила от рюкзаков. Имена называть не буду, пусть Олесь и Ленка стыдятся втихаря! Гребём вверх, судя по часам должно вечереть, посему подыскиваем место для ночевки, советуясь с Тимуром. Место, где остановился жип с Наташкой нам не приглянулось, и мы проехали ещё пару километров до живописной полянки с родником. Там и упали.

День 1. Высотный график


Аэропорт Алма-Аты

У родника

У родника

***

30.06.2004. День 2. БАО - пер.Озёрный - долина р.Чонг-Кемин. 

Утро принесло множество новых ощущений, как то: навязчивая головная боль, навязчивые приставания Миши с несменными баночками и кулечками томатов. На этот раз настроение у меня было не игривое, и я пошел на принцип – весь общак был вывален на полянку и взвешен «на глазок». Вроде дошло. Вывод – если сумка маленькая, это не значит, что она лёгкая. В ней может находится ремнабор весом 3кг, килограмм батареек, литр бензина и вообще!

Дорога уже давно неасфальт-и-неспуск. С приличной скоростью набираем высоту по красивейшему каньону, дорога петляет привычным серпантином. Порой подъемы такие, что с трудом выгребаешь на 1-1. Первая техническая проблема – Саня надрывает боковину покрышки об камень. Меняем на запасную Panaracer. Погода резко меняется – холодает, начинается дождь, затяжной, мерзкий... сволочь. Распогодилось только на подъезде непосредственно к БАО. Останавливаемся на обед в небольшой деревушке перед плотиной озера, втыкаю в розетку камеру. «Мивина» с «Чаривным Бобом» - нутро выворачивает, но глазки открывает.

Поели и со свежими силами идём пехом дальше, т.к. ехать уже не получается, песчаные подъемы-с... Самочувствие космонавтов стабильное, т.е. все одинаково зелёные и томные. Тут ещё град немерянный началася, вдруг. Лупит по ушам, ну очень больно, градины размером с горошину. Град прошел, дождь остался.

На пути водная преграда – достаточно широкая и бурная река. Чешем репу, ходим вдоль туда-обратно, думаем. Миша разувается и аккуратно-таки переходит. В этот момент из-за поворота – танк! В смысле пара джипов. За 400 тэнге чистенькие и сухенькие переезжаем на другую сторону.

Чем выше мы забираемся, тем больше амплитуда у синусоиды нашего уже пешего движения. Я для себя придумал замечательный способ передвижения – по счёту. Иду до «10», отдыхаю до «5». Когда уже подбирались к заветным 3800 метрам, пропорция изменилась с 10-5 на 5-15. В целом у меня горняшка проявилась в лёгкой форме – учащенное дыхание и пульс до 160, некоторая общая слабость. Несмотря на это, последние полтора-два километра перед перевалом я заставил себя ехать верхом на байке.

Дожидаемся всех отставших и начинаем спуск в долину реки Чонг-Кемин. Клянусь, я не предполагал, что дорога вниз может ТАК задолбать. Ехали мы не меньше часа! По ходу на ум мне пришла некая модификация Леся Подеревъянского, не могу не поделиться:

Як остопиздело спускатися менi!
Спускатися чи не спускатись?
Блядськi цi питання заябують!
Чи може не вагаясь, спустити враз седло
Та даунхiлом хуярити
Аж доки у долинi Чонг-Кемiна вiд гепоксiї
В очах не потемнiє?...

Спустились уже затемно, разбили лагерь, наварили ужин, завалились спать. 

День 2. Высотный график






Озеро им.БАО


Начало подъёма с БАО










Первый снежок

Где-то возле п.Озерный

***

1.07.2004. День 3. р.Чонг-Кемин - подходы к пер.Ак-Суу

Наутро обнаружили, что наш лагерь состоит не из трех палаток, а из четырех! Оказывается, свой палаточный городок мы поставили рядом с палаткой одинокого путешественника, который пешком шел вдоль реки с неведомой нам целью, видимо путешествовал. Посидели с ним (сори, не помню имени), посмотрели его карты – наш дальнейший путь выглядел весьма оптимистично. Гы-гы.

Ничто не предвещало беды, даже подло вырытые сусликами норы в высокой траве. Да беды и не было, фигня случилась – при переходе одной из речек Рулик потерял одну контактную кроссовку Shimano SH-M058, которую бурные воды просто моментально унесли, хотя вялые попытки догнать были. Вторая половинка по баллистической кривой отправилась вслед за первой. Я со смешанными чувствами следил, как вода уносит второй лапоть, с новенькими шнурами и стелечкой... У меня такие-же тапки - шнурки растрепались, стельку спалил далеко за полярным кругом...

Благо, Рулик взял с собой платформочки от своих контактных педалей PD- M540, да и запасные педали имелись... и китайские кеды никто не отменял.

Форсирование крайней на сегодня речки, обед, созерцание нашего пути на ближайшие два дня – ущелье уходит вверх, вдали виднеется ледник, снежные шапки амфитиатра и перевал Ак-Суу.

Езда закончилась, забегая вперед скажу – на два полных дня. Теперь байки для нас – не средство передвижнения, а обуза. А шё делать? Кому щаз легко?

Скачем по камням морены, перетаскиваем велы по снежникам, аккуратно переходим прижимы, опять скачем по камням. По GPS-у до оборудованной стоянки n-километров, по любому до сумерек должны успеть, нам главное - найти воду, которая в данный момент течёт эдак метрах в 150-200 внизу 80-градусного обрыва. Движение очень замедляет высота – слабость не позволяет носить связку велосипед-рюкзак сразу и многие делают по две ходки. Я пока борюсь, ношу всё вместе, хотя и на дрожащих ногах.

Да, уложились до сумерек – нашли чудную полянку с местами под палатки, использованными газовыми баллонами и другими отходами жизнедеятельности туристов. Вернулись, помогли дотащить вещи отставшим. Разбили лагерь, чинно пожрали.

День 3. Высотный график


Лагерь в долине Чон-Кемин







Довольный Тоха :)

***

2.07.2004. День 4. пер.Ак-Суу

Чудесное солнечно утро. Окружающая природа выглядит гораздо лучше, чем наши морды. Особенно «радует» физиономия Миши. Я, честно говоря, думал, что он на сегодняшний день уже приехал. Поделился своими опасениями с Олесем, который пообещал поднять. Потихоньку расчехляемся, отогреваемся на солнышке от ночного мороза.

Вышли рано, тропа отлично набита, постоянно встречаются туры, указывая путь. Прошли несколько километров и вышли на ещё одно замечательное место под стоянку (см. мой файл с путевыми точками).

Подходим к леднику – потрясающее зрелище! Язык льда с наклоном в 10-12% и шириной в пару километров уходит вдаль, выполаживается и упирается в огромный амфитеатр из гор высотой до 5000м, полностью покрытых снегом. Высота уже далеко за 3000. Ледник непрерывно тает и по нему сплошным потоком течет вода с глиной. Идти достаточно трудно, хотя не очень скользко. Больше всего мучается Рулик – в китайских кедах. Постепенно лед покрывается всё более толстым слоем снега, холодает – набираем высоту. Помятуя фразу Димыча с форума http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=28086&st=20 «...Затем лезете на язык ледника и месите снег ногами. Трещин нет. Поворачиваете налево по ходу во второй "карман", тропинка обычно (если не засыпана свежим снегом) хорошо просматривается на склоне юго-западной экспозиции...», с некоторой опаской решаем двигаться по леднику. Действительно, трещин почти нет, провалился только я и Ленка, да и то по пояс, так что не считается. Если серьезно, то трещины там конечно-же есть, но не взрослые, глубиной максимум 2 метра, в одну такую я и угодил, без последствий.

Начинают появляться камни, чем дальше, тем крупнее. Такое впечатление, что на огромных просторах ледника какой-то великан гравием присыпал дорожку прямо к перевалу Ак-Суу. Порой идти проще между камней, порой – по снегу. В любом случае, мы двигаемся вверх, постепенно забирая влево. Идём вдоль широкой бурной речки по левому краю ледника. На противоположной стороне реки – сыпуха, на которой с трудом просматривается тропа, то теряясь, то вновь проявляясь. Идти по ней с байками нереально, так что продолжаем движение вдоль реки. Чуть впереди, где-то в километре, тропа уже чёткая, резко взмывает вверх и уходит налево, за поворот. Переправляемся через реку. Время – прилично за обед. Погода начинает портиться – прямо на юге быстро ширится и движется на нас просто чёрная туча. В рядах пеше-вело-турыстов намечается паника. Возникает жалобный скулёж по поводу остаться здесь на ночевку и штурмовать перевал с утра. Ага, и где мы будем с утра, если ночью снег? Буран? Сойдёт лавина? Объясняю Мише, что нужно идти вперёд, показываю расстояние и набор высоты по карте и GPS, убедил.

Дальнейшее продвижение группы – просто эпическая сага о мужестве и самоотверженности каждого. После 3500 метров самочуствие резко ухудшается, точнее наваливается нездоровая слабость. Казалось бы, мы уже три полных дня в высокогорье, не спускались ниже 2800, но «маємо те, що маємо». Ползём как черепахи – пять неровных шагов вверх по едва заметной на сыпухе тропке – и отдышка минимум полминуты. И это при том, что вел и рюкзак уже давно переносятся раздельно.

Сцепив зубы подобрались вплотную к перевалу – впереди, метрах в 300 виднеется заветная геодезия, но уперлись в язык снега, шириной метров 10-15. Пришлось рубить тропинку.

Очень интересную особенность заметили, когда помогали Ленке тягать вещи/байк – для меня каторгой было пхать велик в гору, а вот Рулик просто кончался, когда нёс рюкзак. Встречаясь на тропе мы это конечно не обсуждали, не было сил не только открыть рот, а и сфокусировать взгляд на том, кто же эта фигура впереди. Вот так и мучались.

Благополучно одолели снежник. Страшный ветер поднялся, благо в спину! Идти вверх – сплошное удовольствие, просто как на крыльях. А вот вниз, за вещами – приходится упираться, как будто толкаешь перед собой натурально трамвай! Всё небо над ледником затянуто черной тучей, которая явно живет активной жизнью. Там уже идёт снег. И каково было наше удивление на вершине, у геодезии, когда мы увидели за перевалом просто Рай – зелёные поляны залитые солнцем, полное отсутсвие ветра и визуально ощутимое тепло. Вот они, 10 переломных шагов между Раем и Адом на высоте 4059 метров.

Путь вниз периодически преграждают языки снега, но он нам уже пофигу. Очень быстро, буквально в течение часа, сбрасываем около 600 метров высоты по знакомой тропке-сыпухе. Становимся уже затемно на полянке прямо над рекой. Все убитые в тряпочки, но счастливые своей победой. Это была наша самая высокая ночёвка – на высоте 3400м.

Признаюсь честно - не ожидал. Точнее знал, что будет трудно, но не было в нашей тихой жизни вот таких суровых испытаний и я счастлив, что прошел через это. После Тянь-Шаня явственно видно - Алтай, Кольский полуостров, Крым, Карпаты... просто песочница. Этот переход – настоящий урок настоящих гор. Сейчас я уже понимаю – можно смело поднимать планку! И можно сколько угодно теоретизировать и морализировать на эту тему, а я имел ввиду таких теоретиков. Тот, «кто там не бывал, кто не рисковал, тот сам себя не испытал»! Побывали, рискнули, испытали и выдержали, не сломались, по Высоцкому.

День 4. Высотный график








До Ак-Суу 4км…





«Скользкий» подъём

Перекур




Снежник с небольшими трещинками





ВОТ ОН…




4059м и мы :)



Где же саночки?

Сход лавины

***

3.07.2004. День 5. р.Чонг-Ак-Суу 

Вместе с утренним солнцем в наши замордованные физически и морально тела вернулась Жизнь. А горячий сытный утренний завтрак – пища Богов, принёс ещё и понимание того, что эта Жизнь налаживается.

Однако, отбросив лирику и вдоволь нафотографировавшись на фоне покоренного перевала, мы двинулись вниз. Перевал, по общему единому мнению, был назван Аксучим. В обратном порядке, правда, уже без ледника, преодолеваем морену, пару речек, травянистые альпийские луга без дороги и наконец выходим на скотопрогонную тропу.

Обед. По ходу трапезы у Ленки взрывается камера. Где-то на спуске она, перетаскивая байк, разрезала боковину покрышки, камера вылезла грыжей, нагрелась на солнышке и взорвалась. Разрез довольно большой, сантиметра 3, латать сразу не стал, долго, поставили кевларовую запаску Michelin Comp, которую вёз Миша. Всё, запасок больше нет, дальше будем клеить и шить.

Чем дальше (ниже), тем дорога лучше. Встречаем первых прямоходящих, похожих на людей. Один - взрослая особь со стволом, второй – детёныш. Скотоводы. Такое ощущение, что они не мылись с рождения. Руки и лица – как после мучительно пережитой чумы... У детеныша пойманный суслик, видимо на ужин. И Ленка, не долго думая, погладила суслика...

Тропа превращается в автомобильную грунтовую дорогу! Несёмся вниз. Без фанатизма разгоняюсь до полтинника, пробиваю заднее колесо... Да, хреновая дорога.

Начинает потихоньку вечереть, а достойного места под ночлег нет! Вдоль дороги каждые пару километров стоят юрты, маленькие детишки выбегают на дорогу и, дико вращая глазами, кричат «Хело» (это типа «вело» или «хеллоу»?). Подъехал Тоха и сказал, что видел как Олесь, едущий позади всех, пробился. Запасной камеры нет, оказывается у него одна на двоих с Ленкой, только она об этом не знает и едет впереди. Какая безответственная девочка! А вообще очень интересный подход к сборам в такой поход. Не знаю уж как он заклеился, а я где был, там и пошел в ближайший домик узнавать на счёт того, где тут можно встать. Повезло – домик оказался кордоном, а мужик – местный егерь, киргиз, служивший на Украине на военном аэродроме под Черниговом лет 25 тому назад.

Устроили лагерь в 50 метрах от его дома, у реки. Саня зацепил какого-то качающегося аксакала на ишаке и вернулся в лагерь с двумя 3-х литровыми бидонами молока и кульком лепешек. Я махнул на себя рукой и вылакал в тот вечер около литра парного молочка, не смотря на то, что видел здешний уровень гигиены и санитарии. Естественно, всё прошло гладко. И вышло гладко, естественным путём. Ну, то есть, всё было хорошо!

Спалось просто дивно! Было, блин, тепло, не было гнуса, мерно журчала река, а булькающий живот намертво прижимал к каремату ужином и лепешками с молоком. В общем, жизнь продолжала налаживаться. Господа, вы не поверите, если бы не злополучная пробитая в тот вечер камера, я бы поверил в счастье!

День 5. Высотный график


Счастливый завтрак


Красифая деффочка :)






Островок лисапедистов



Блин, камни...


Ленка любит сусликов :)




***

4.07.2004. День 6. Григорьевка – Каракол.

Сегодня длинный и простой день в плане километража. Около 100 км асфальта. Примерно 20км по грунтовке спускаемся в Григорьевку – довольно крупное село с развитой торговой инфраструктурой. Индустрия туризма тут тоже на высоте – юрты с шашлыками, торговля мёдом, сладостями, приезжие организованные экскурсии из Китая...

В селе Рулик покупает дивные китайские кроссовки и сияет от счастья. Мы чудным образом кушаем в кафе, заряжаем телефоны и камеру. Да, ещё оторвались по телефонным разговорам – наконец-то появилась мобильная связь. Я случайно разбудил Фасольку, чтобы сообщить, что мы живы и даже в меру упитанны. У нас было около 11 дня, а в Киеве что-то около  6 утра.

По дороге на Каракол в сущности никаких эксцессов не произошло, кроме того, что Рулика сбила машина. При этом толпа, едущая впереди пёрлась именно толпой, табуном растянувшись на всю полосу, оживлённо жестикулируя руками, видимо живописуя друг другу окружающие красоты. Я тихо охереваю!

Рулик отделался царапинами и поломанным седлом, которое мы вдвоём довольно быстро починили – какой-то местный джигит его просто подрезал, не вписавшись в обгон и увидев машину на встречке. А ведь меня предупреждали, что страна дикая...

Догоняю группу спортсменов,  они так сказать на расслабоне успели проехать километров 15, отряд ведь, как известно, не замечает потери бойцов. Красноречиво рассказываю о случившемся, даю азимут куда им идти и что делать. Миша бледнеет (ещё бы, я бы тоже обделался, уголовная-то ответственность на официальном руководителе) и наконец-то проводит воспитательную работу в рядах несознательных граждан.

Километров за 30 до Каракола звоню Юльке в Киев узнать, есть ли е-мейловая договорённость на счёт цивильной ночёвки. Оказывается, нет. Ну и ладно, найдём на месте, главное приехать не очень поздно. В город въезжаем около 8 часов вечера, встретив на дороге припаркованную копейку с джигитами, которые рассказали про местные гостиницы, что там очень уж дорого, если со всеми удобствами, сомов по 200-300 (6-8 баксов). У наших видимо мозги поплавились или от жары, или от счастья, не знаю, но эта установка «на дорого» глубоко запала большинству в мозг.

Подъезжаю поочередно к нескольким из местных, узнаю расположение ближайших гостиниц. У первой были часов в девять - начале десятого. Бужу охранника в стаканчике, он выползает и говорит, что это уже не гостиница, а административное здание. Узнаю про вторую – говорит, что она на ремонте, но в 20 минутах ходьбы отсюда есть чудный гостевой дом (так здесь называются частные гостиницы) со всеми удобствами – горячая вода, кормёжка. Через 15 минут мы у ворот. Хозяйка – русская, нехило раздобревшая (в ширь). С Саней и Руликом идём смотреть. Куча номеров, от двухместных люксов с телевизором и отдельным душем за 800 сомов, до нормальных номеров без излишеств, за 400 сомов. Выхожу и сообщаю всем, что можно заползать и располагаться. Рулик и Саня заходят, кидаем шмотки. Почему-то никто больше не заходит, меня это слегка удивляет, выхожу на улицу. Миша беседует с хозяйкой, выясняя почему у неё так дорого и где тут можно поселиться подешевле. В 11 ночи!!?

И тут я, каюсь, сорвался: просто спросил, не охуели ли они все тут? После безумного многодневного перехода, огромного физической и моральной нагрузки люди, купившие билеты за 350 баксов и поехавшие на край света в поездку с бюджетом в 500 гринов, экономят на качественном отдыхе 4 доллара! Вдумайтесь! Нет, это наверное я тогда охуел! Меня спросили, «а почему ты с нами так разговариваешь?» Да потому, родные, что это мой маршрут и на мне лежит вся ответсвенность за людей в этом походе, а не на Мише, который ни разу за весь поход не спросил у меня с утра, сколько километров нам нужно сегодня проехать, какой рельеф будет, какие населенные пункты по дороге. И когда мы с Руликом в Киеве до глубокой ночи засиживались, крутя в OziExplorer3D каждый километр маршрута, Миши рядом не было.

Махнул рукой и ушёл. Саня договорился, где и во сколько мы встречаемся утром.

Начинаем получать наслаждение от уюта – тумбочки, мягкие кровати, ароматное постельное белье. Я мысленно всех почти прощаю. Моемся. Горячей водой! Санчо было порывался пойти с нами ужинать, но потом лень и сон взяли своё и он остался. А мы с Руликом, забив точку ночёвки в GPS, отправились на поиски кафе. Таковое было найдено через 10 минут, заказано мясо по-французски, и Бог знает что ещё... и с превеликим наслаждение съедено... на этом мысли остановились, остались рефлексы и азимут на постель. 12 ночи – мёртвый отбой с дебильно-счастливым выражением на лице.

День 6. Высотный график








traffic jam


***

5.07.2004. День 7. Каракол – Барскоон.

Дивно выспались, посему наша троица трошки опоздали на встречу. Естественно, в клоповничке без горячей воды за 100 сомов на сетчатых нарах нашим экономным попутчикам поваляться не захотелось. Началась кипучая бурная деятельность – размен денег, закупка продуктов, поиски турфирмы Неофит (забирать регистрацию нас мылом перенаправили из Алма-Аты в Каракольское представительство – центр города, ул.Жамансариева 166, тел (03922)20650, 25730; neofit@issyk-kul.kz), завтрак в кафе. На полянке перед городской радой, среди ёлочек, пакуемся и собираемся. Сборы разнообразием не отличались – Миша принёс мне пакетик из 4 полукилограмовых пачек овсяных хлопьев. Я прифигел и молча отнёс их обратно сказав, что это моё последнее слово. Началось выяснение вопроса, кто же здесь руководитель. А ведь действительно, очень интересно! Рулик поинтересовался у Миши, а какой же у нас сегодня пункт назначения. Ответ в виде «я знаю» никого, по-видимому, не устроил и беседа продолжилась. Наконец Рулик абсолютно правильно заметил: «Пока вы окончательно не выясните все конфликтные вопросы, я с места не сдвинусь». Миша упаковал овсянку к себе, джентльмен. А я – упёртый баран. Может действительно нужно быть мягче, позволять на себе ездить, держать за лоха?

На этом все точки над «ё» были расставлены и конфликты в группе прекратились до конца похода. Ура. Победа разума состоялась.

Довольно скучно проезжаем асфальтный участок до с.Барскоон. Единственная радость – обед перед Барскооном, на берегу озера Иссык-Куль, купание. Можно смело провести сравнение южного берега Иссык-Куля с ЮБК. Шелест гальки, перекат волн, отсутствие видимости противоположного берега.

Сразу за селом Барскоон заканчивается асфальт, но начинается чудесная грунтовка, посыпанная мелким гравием. И это не удивительно, т.к. дорога ведёт прямиком на рудник Кумтор, золото которого даёт половину ВВП Киргизстана. Вкручиваем вверх, судя по путевым точкам Исакова до стоянки нам километров 7-10. До захода солнца должны вполне успеть, несмотря на некислый подъём. Жду поотставшую Ленку, она жалуется на колено, ничего, поедем медленно. Тут подкатывает джип, в открытое окно во все 32 зуба улыбается мужик явно с запада. Типа «Хелло» и все дела. По-русски ни бельмеса, так что все диалоги на аглицком. На ходу рассказывает, что «справа мы проезжаем остатки от крепости Александра III, слева...» ещё что-то там. Мужик явно в доску свой, я такое обычно чувствую. Уже догнав всю группу интересуюсь, где тут хорошая стоянка, т.к. у нас есть слегка подуставшие. Останавливаемся. Мужик вылазит из жипа и натурально предлагает меняться – мол кидайте уставших (Ленку) со шмотками и байком в багажник, я сажусь на вел, а кто-то из вас с умением вождения  – в жип. При этом мужик поднимает ногу и мы с удивление созерцаем на его подошве шипы контактов! Типа там, в пяти километрах вверху, за мостом, чудная стоянка, там и тормознёте, а мы подъедем. Меняться согласился Миша.

Добыча воды, правда, была почти альпинистской операцией, внесшей приятное разнообразие в сегодняшний скучный день :)

День 7. Высотный график










***

6.07.2004. День 8. Барскоон – р.Кереге-Таш.

Просыпаюсь от шума офигенного дождя. «Твой кролик написАл»!! (your bunny wrote – прочтите быстро и вслух) – это у нас была фраза похода, характеризующая полную толстую жопу. Под дождём завтракаем, собираемся... омерзительные ощущения, если кто не в курсе. Мерзкую погоду сглаживают окружающие красоты, которые мы вчера из-за сумерек не смогли в полной мере оценить.

Дорога неуклонно ползёт вверх. Периодически мимо нас вверх-вниз проезжают джипы охраны рудника. Миновали памятник «Камазу» и мемориал Гагарину, который тут отдыхал. Подъём вполне ощутимый, но дорога хорошая и мы тулим километров 15-17 в час. Шлагбаум – территория ответственности рудника, куча всякой техники. При въезде нас никто ни о чём не спросил. Начинается безумный серпантин длинной всего 5 километров, но набор высоты с 2796 до 3119. Почему-то очень тяжело, видимо опять дело в высоте. Вылажу к знаку «Сары-Майонок Ашуусу 3442м» третьим, после Рулика и Тохи, лоси блин. Знак 3442м – явное гонево, барометрический и спутниковый альтиметры говорят, что высота около 3100м. Зачем такие разводы? Дальше дорога идёт на 90 градусов влево от нашего трека и пока подползают оставшиеся члены нашего кружка, иду на разведку. Да, действительно, нам направо, с дороги и вверх по ущелью вдоль реки Кереге-Таш на перевал Кереге-Таш (3660м). Вот здесь нам бы очень пригодился трек товарища Исакова. Трека в отчёте нет и по мылу получить почему-то не удалось. Видимо с какой-то целью он засекречен.

Вообщем, я совершил небольшую штурманскую ошибку – мы спустились к реке, сбросив примерно 100 метров высоты по почти отвесному склону. Я думал, что тропа идёт вдоль реки. Благо, спустились не все, только я, Олесь и Миша. Остальные, сбросив метров 50, продолжали двигаться по травянистому траверсу. Тропы не было ни у них ни у нас... Ну раз тропы нет, садимся обедать.

Выдираемся наверх, с отметки 3005м до 3133м. Пока отдыхаем и дотаскиваем вещи, Ленка сходила ещё выше на разведку, возвращается бегом с радостными воплями – ТРОПА! Просто мы рано свернули с дороги, тропа начиналась примерно в километре выше. На точке 68 трека восьмого дня (day08.zip) нужно идти строго на юг, метров 200. Нашей радости не было предела, но около двух часов было потеряно и нужно ускоряться.

Тропа – как обычно, скотопрогонная, достаточно приятная, ехать нельзя, но идти можно очень быстро. Солнце ещё не село, а мы уже разбили лагерь на уютной полянке. Просто впереди заканчивалась сколько-нибудь приемлемая дорога и начиналась морена, посему решено было сегодня качественно отдохнуть, выспаться, а завтра выйти очень рано.

Тоха с Саней даже насобирали дров – какой-то плешивый сухой кустарник, и у нас был настоящий жаркий костёр посреди бескрайней холодной высокогорной ночи.

Весь вечер Саню мучил вопрос – куда ночью деваются коровы, которые табунами пасутся на противоположном берегу, на 70-градусном!! склоне иногда на километровой высоте над водой.

День 8. Высотный график








Барельеф Гагарину





***

7.07.2004. День 9. Перевал Кереге-Таш.

Утром коров не было. Ни одной! Я высказал предположение, что ночью они засыпают и падают в речку, приплывая на ферму внизу уже в виде отбивных. Идея достоверного подтверждения не получила, нужно спросить у местных жителей.

К обеду, преодолев морену и снежник, мы вылезли на перевал. Перевал оказался абсолютно плоским, причем километров двенадцать длиной, полумесяцем загибаясь влево. Остановились на этом «столе» пообедать. Просто Майами – жара градусов за 40, вяло течёт прохладная речка, травка... Начинается спуск вниз, причем правильную дорогу выбрать было достаточно проблематично, но, вообщем-то, наш результирующий трек правильный. На 109 точке трека девятого дня (day09.zip) не нужно поворачивать направо и лезть к основной дороге вверх, а можно поехать прямо вниз, по, на первый взгляд, второстепенной дороге. Начинает вечереть и немерянно холодать. Проехали 20 километров вниз, по сложному спуску, через несколько водных преград. Было желание сегодня ночевать на горячем источнике Джилусу, но совсем стемнело, все были замордованные и замерзшие. Я попытался настоять на продолжении движения, т.к. до вейпоинта источника по GPS было 17км, но волевым решением Миши встали лагерем. Ладно, оно и к лучшему, негоже таки ночью по грунтовкам ездить.

День 9. Высотный график




Майами :)

***

8.07.2004. День 10. Джилусу – Нарын.

Очень холодный день. Послоянно идёт дождь, то усиливаясь, то затихая, выпадая холодной росой. Пронизывающий ветер, пасмурное небо. Благо дорога – постоянный спуск вниз, за сегодня мы сбросим примерно тысячу двести метров на 110км пути, плюс 30км – вдоль реки Нарын до города Нарым уже по асфальту.

Обедаем, набившись всей компанией под мостом на 125 точке трека (day10.zip). Непрекращающийся ветер и дождь. Соответсвенно, очень холодно и мокро. Никакого дискомфорта для езды, просто противно.

Часам к четырём стало очень стрёмно – ужасная сырость в сочетании с дождем и очень низкой температурой сделали свой дело. Всех бил колотун, пальцы, сомкнутые на грипсах невозможно было разогнуть, координация движений нарушена. Мне казалось, что если я слезу с байка, то уже просто не смогу вновь на него забраться. Тупо едем. К счастью, сброс высоты от точки 238 происходил достаточно быстро и заметно теплело. Даже выглянуло солнышко.

В Нарыне были в начале одинадцатого, сразу поехали в ближайшую гостиницу. Там мест не оказалось, нам предложили переночевать в юрте. Просим администраторшу придумать что-то. Она оказалась настолько добра, что прозвонила по паре номеров в Гостевые дома, в одном из которых, буквально в 3 километрах, оказались места. Однако Миша пошел смотреть юрту. За ним никто не последовал – благо, люди учатся на своих ошибках. Жаль не все и не сразу.

Через 20 минут мы, насквозь мокрые, уже вытрушивали килограммы грязи из одежды и снаряжения. Байки пока кинули в большом подвале. С утра предстоит починить Сане подседелку Ikea, из трубы которой он просто вывернул набалдашник с седлом, перетаскивая байк на Кереге-Таше. Вывод – покупайте нормальные двухболтовые цельные подседелки.

Гарячий душ, поход в магазин, встреча с местными гопниками... Стоим с Руликом в гастрике, покупаем хавку, тут заходит Саня и сообщает, что с ним там на улице хотят поговрить какие-то ребята. Выходим, действительно – стоит парочка аболтусов ростом сантиметров по 160. Всё бы ничего, если бы со всех сторон не начали подходить ещё и ещё. А Рулик, блин, в позу встал, мол чё вы быкуете тут на нас. Ё, мля, у меня например рюкзачёк, в котором все бабки, документы, билеты... Т.е. живым я просто так не сдамся. Всё разрешилось просто – заветные слова «Украина, Киев, Динамо» подействовали магически. Передо мной даже извинились, мол «сам понимаешь, всякая шпана у нас тут, не забижайтесь». Чё, у меня действительно рожа самая бандитская? А Сане траву предложили, но он, гамадрил, об этом только в гостинице уже сказал ;) А были бы «с мааасквы» - отгребли бы точно.

Вернулись, поели, выпили по стаканчику вина за явный успех и вырубились.

День 10. Высотный график







***

9.07.2004. День 11. Нарын – Актал-Чат.

Полуднёвка. С утра достирались, развесили вещи сушиться под палящим солнцем. Просто не верится, что в каких-нибудь 50 километрах отсюда, где сейчас шпарит солнце, мы вчера замерзали намертво...

Быстро починил Сане подседелку – взял у хозяина дрель, просверлил сквозное отверстие и загнал туда болт с гайкой. Каждый привёл свой байк в идеальное состояние – всё было вымыто водой под напором из шланга. Всё блестит, шелестит свежей смазкой – это просто оргазм какой-то!

Выезжаем в 11 дня. Попытались найти карты – без вариантов, глушь.

С невероятной скоростью тулим по замечательному асфальту в сторону Актал-Чата. Дорога – постоянный незаметный глазом спуск. Становися лагерем в 19:50, проехав 77 км.

Разбили бивуак слева от дороги в живописном каньоне, примерно километрах в 10-12 от Актал-Чата. Есть маленькая неприятность – по всей видимости Тоха отравился. Непонятно когда и чем, все ели одно и то же, а мы с Руликом и Саней вообще с утра обожрались уже не помню чего в кафе. Короче, отныне Тоха – забота медиков, я же обещаю ему, что завтра мы больше 30км/ч ехать не будем, а кто будет – того разберём по запчастям.

День 11. Высотный график







***

10.07.2004. День 12. Актал-Чат – оз.Сонг-Кёль.

Подъём в 4 утра. Состояние космонавта Тохи, на орбиту кишечника которого вчера попали инородные тела, удовлетворительное. Готов ехать, но не больше 40км/ч. Выезд в 5. А в 6:10 мы уже попивали чаёк в Актал-Чате.

Поворот на Сонг-Кель, сразу поганенькая грунтовка, дивно напоминающая Арабатскую Стрелку. Переезжаем мост через реку Нарын, метров 50, не меньше.

30 километров тягуна с набором высоты больше штуки по нереальной жаре – 45 градусов! Намоченная в бегущей вдоль дороги речке бандана высыхала на голове за 15 минут. И вот пред нашими очами открывается чудный вид – десяток витков серпантина уходят ввысь. Не будет преувеличением, если я скажу, что этот подъем – просто полный 3,14здец длинной 11 км и высотой 657 метров, верьте мне. Скорее всего таковым он является при жаре, которая нам выпала. На подъём у меня ушло 2,5 часа! Дохлым трупом я приехал вслед за Руликом, вместе с Ленкой, которая нашла меня спящим перед последним витком серпантина. Представляете, присел отдохнуть, «заплющив очи, помрияв», а тут – хлобысь, слышу кто-то едет. Проспал 40 минут.

От жажды я нехило теряю координацию, пытаемся найти родник. По последнему глотку делаем из Руликовой фляги, а родник – это оказывается скотский водопой. Нет, лучше я умру от жажды, чем от бубонной чумы в страшных судорогах!

Остальные кавалеристы всё ещё далеко внизу, и мы с Руликом поехали по дороге вниз искать стоянку, предупредив Ленку и Тоху. Озеро было визуально видно уже с перевала (3240м), хотя до воды было ещё 13км! По дороге заехали в первую попавшуюся юрту, потому что валились с ног от голода и жажды. У юрты, вокруг огромного ароматного чана с пловом, сидели старожилы, очень приветливые люди. Предложили поесть, но мы люди опытные и знаем, что если жирненьким пловчиком присыпать пустой желудок, будет худо. Так что попросили просто попить. Нам тут же вынесли пиалы с парным молоком и горячие лепешки. Мама дорогая, я теперь понимаю людей, которые в войну пережил блокаду Ленинграда! На бис хозяйка выходила раз пять, Рулик не даст соврать. А жизнь-то вновь налаживается. Благодарим, рулим дальше, к озеру, как и договаривались. По дороге Рулику хреновеет, бегу опять в ближайшую юрту, беру молоко и лепешки, даю хозяйке что-то вроде 30 сомов. К гыдотно плямкающему лепешками Рулику постепенно возвращается смысл жизни, дожидаемся всех на перекрестке, на котором остановились.

В полседьмого разбили лагерь на высоте 3030 метров вблизи обустроенного юрточного лагеря, метрах в ста от озера, здесь за Н-ную сумму денег нас обеспечивали водой, цивильной будочкой с туалетом, свежим молоком и «крышей».

День 12. Высотный график






***

11.07.2004. День 13. оз.Сонг-Кёль – Кочкорка.

Выезд в семь утра. Огибаем озеро и выходим к перевалу Калмак-Ашуу (3455м). Перекус, дерзкий штурм перевала. Крутейший спуск, мост через реку Тюлек. 12 часов дня, пройдено 55 километров из намеченных 190 до Рыбачьего. Но Миша почему-то вдруг решает пообедать. Бред какой-то, жрали ведь 2 часа назад и до первого крупного села 22км сплошного спуска с 2847м до 2347м – ровно 500 метров сброса высоты, это сорок минут движения! В любом случае, на то, что наш дивный руководитель сворачивает с дороги к речке мы с Руликом смотрим с расстояния в полкилометра и возвращаться не собираемся. В посёлке мы были как раз к обеду, в полвторого, искупавшись по дороге в речки. Заходим в магазин, но не найдя ничего вкусного и не имея особого желания плотно кушать рулим вдвоём дальше. Дорога одна, никаких трудностей не предвидится, а руководитель Михаил под знамёнами федерации спортивного туризма уж как-нибудь, хоть тушкой, хоть чучелом, доведёт остатки группы спортивных туристов в Бишкек. Достал!

Ещё 10 километров, и мы на трассе.  Но, блин, засада – к вечеру остывающий воздух поднимается вверх по ущелью, причём с немалой скоростью. Мы, стоя на педалях, еле выжимаем 20 км/ч, это при том, что 26-километровый спуск по отличному асфальту имеет некислый уклон и сброс высоты в 400 метров! На развилке покушали какую-то чудную свежепожаренную рыбу. Не запомнил как называется, но вещь!

Всё-таки сытое добро побеждает голодное зло и решаем в 8 вечера в Кочкорке становиться на ночлег, подождав всех, а не ломиться до Рыбачьего. Находим чудную гостиницу, по 80 сомов номер, вода, туалет... Предупреждаем хозяйку, что сейчас, возможно, подъедут ещё 5 человек. Не проблема, места есть. Отправляем смс-ку Сане и дубликат Тохе, так как позвонить в этом дивном городке почему-то не удавалось из-за каких-то ошибок сети. В районе 10 вечера пришло подтверждение о доставке письма. Саня ответил, что они уже сейчас останавливаются, будут разбивать лагерь. ОК, граждане-настоящие-спортивные-турысты. А мы поматрасничаем.

День 13. Высотный график







***

12.07.2004. День 14. Кочкорка – Рыбачье – Бишкек.

То, что я узнал утром, не налазит ни на одну, даже самую больную, голову. Лагерь был разбит в 4 (ЧЕТЫРЁХ) километрах от нашей гостиницы, в пятистах метрах ЗА селом. При этом, когда Сашке пришла смс-ка, палатки ещё не были разложены и вполне можно было воспользоваться гостиницей. А теперь представьте: кавалькада из 5 пестреньких велосипедистов в самое безопасное время – 10 вечера, дефилирует через все 7 километров села на виду у вечерних искателей приключений и становится в пятидесяти метрах у дороги. Я просто офигел от такой безответственности.

Естественно, без приключений у них не обошлось – всю ночь к кустам то слева, то справа подъезжали машинки, в которых совершались акты прелюбодеяния, потом пьяные компании орали песни, под занавес Ленка погладила змею и была укушена. Повезло – ибо змея была скорее всего полуядовитая, так как Ленка отделалась неизгладимой зеленью лица и некислой рвотой. Всё это я узнал, приехав в основной лагерь в 6:10 утра, когда народ только начинал поглощать трапезу.

В любом случае, к вечеру сидели в маршрутке на автовокзале Бишкека. На границе возникло несколько проблем. Первая – оказывается бумага с печатями и списком группы, которую нам вручили в Караколе – всего лишь прошение! Сами корочки о регистрации выдают в милиции или в той-же турфирме. Почему они нас об этом не предупредили и не дали этих корочек, сейчас мы уже не выясним. Миша невероятным образом забазарил пограничника и нас всего за 5 баксов со всех пропустили. За что Мише превеликое спасибо, иначе пришлось бы нам ехать в Каракол. Вторая – Рулик в состоянии абстракции решил пофоткать закат в тот момент, когда у нас проверяли документы, т.е. в зоне пограничного контроля. Как он потом рассказывал, торги с таможенником за фотоаппарат начались с 50 баксов, сошлись вроде на десятки. Хорошо, что я камеру не достал, просто бы не выкупили.

На этом беды не закончились – километров за 80 от Алма-Аты, уже ближе к полуночи, в днище что-то начало стучать. Оказалось, что сносились каучуковые прокладки промежуточного демфирующего подшипника кардана. Попытались с Руликом кое как починить, примотав спицами куски резины, снятой с крепления глушака. Водила с удивлением лупает глазами, чё это мы делаем. Протащились ещё 20 километров, опять начало стучать. Всё, на это раз приехали, сам подшипник почти развалился. Даём ребятам в Алма-Ату отбой, нас сегодня можно не ждать, ночуем в поле... На остатках бензина из горелки кипятив воду – по кофию и спать...













***

13-14.07.2004. День 15,16. Алма-Аты. Отлёт.

То, как гостеприимно нас встретили в Алма-Ате, достойно отдельного рассказа. Радушие Тимура и Наташки, общение с Сержем и Светой, посиделки за бокалом пива в «Укромной норке» – загладило весь негатив, накопившийся за поход. Экскурсия по городу, поход по супермаркету, рядом с которым наши Биллы – просто детский лепет, поездка на Медео и обед на горнолыжном курорте Чимбулак – всё было целебнейшим бальзамом. Огромное спасибо вам, ребята!






Бомжи в городе :)

Краткие путевые данные:
Общий набор высоты - более 15 тысяч метров
Общий километраж - более 1000 километров
Более детальные данные будут предоставлены в виде таблицы после защиты категории похода