Велопоход по Крыму. Киев, Август 1999 года

Составлен на основе моих путевых заметок


Copyright, 1999 by Glebus (photos, black text)
Copyright, 1999 by Novikov (photos, #804000 text, design, background img)

Всякое размещение материалов с этой страницы в интернет без соглашения с авторами запрещено.
Мирроринг приветствуется, но его условия должны быть оговорены предварительно.
Any unautorized publication of materials from this page is denied.
We welcome mirroring but first refer authors for the conditions, please.


Собственно, первоначальным автором сего был Глебусь. Но так как мне тоже хочется вставить свои пять копеек, то прошу любить и жаловать. :)
Я, как обычно, буду не столь лаконичен, как он и немного того, порастекаюсь мыслию по древу. :) Однако, поскольку мне всегда требуется нечто вроде скелета для построения собственного повествования, я решил использовать дневник Глебуся, как таковой. А то память моя страдает провалами настолько, что уже через неделю после поездки я не мог вспомнить очередности проезда населенных пунктов, и мне приходилось это мучительно вспоминать. Ну да ладно, везде ниже текст, подобный этому - мои дополнения и комментарии к основному, несомненно очень важному, но чересчур уж краткому документу Глеба. Так что не удивляйтесь, если объем комментариев будет ээ-э... несколько превышать объем основного, родового, так сказать, текста. Также прошу не судить строго нас, как велопутешественников. Все мы сели на наши байки не более двух-трех месяцев назад, и до того на велосипедах не катались. На моем одометре при посадке в поезд было всего 800 км. На одометре Глеба - 1000, девчонки проехали и того меньше.
Ладно, поехали...

Новиков

P.S. Кстати, это мое заднее колесо, слева... :)
P.P.S. В оформлении отчета я использовал детали оформления из отчета этого года Аскольда Волкова. Надеюсь, он простит мне эту вольность - очень уж мне понравилось... :)

Категорийность похода:

н/к с элементами 5-ки. :)

Маршрут

Ленино - Казантип - Ленино - Береговое - Феодосия - Щебетовка - Курортное - Щебетовка - Судак - Новый Свет - Судак - Меганом - Приветное - пер. Аликотбогаз - Нижний Кокасан - Большие Ворота - Караби - метеостанция - Генеральское - Солнечногорское - Алушта - Симферополь.
Насколько я могу вспомнить, в Судаке мы были раза три, а не 2, как об этом скромно умолчал Глебусь. Он еще о многом умолчал... и правильно. :)))

Участники:

[ Picture: Yulchik ] [ Picture: Glebus ]

Глеб Бабенко АКА Глебусь
Giant Boulder 520'99

Антонова Юля АКА Юльчик
Merida Kalahari 570'98(?)

[ Picture: Lenka ] [ Picture: Novikov ]

Новиков АКА Новиков (иными словами - Новиков-Ака) :)
Merida Dakar 780'99 (пожалуй, от этой модели только рама и осталась).

Климченко Лена АКА Ленка
Giant Boulder Shock'99


Поезд (07.08.99) без пробега
Говорят, что театр начинается с вешалки. Так и поход начинается с поезда. Хотя нет, поход начинается задолго до своего фактического начала. Для нас он начался где-то за две недели до отъезда. Билеты, ремнабор, аптечка, велорюкзаки... Особое внимание уделяем ремнабору, ведь если чего-нибудь не будет и велосипед сломается, то - опаньки, приехали. Поезд отправляется в 11:20, так что из дома выезжаем с запасом, в 9:30. До вокзала ~10 км, а с рюкзаком я ездил совсем чуть-чуть, а Юлька так и вовсе не ездила.
Ремнабор все же требует большей пристальности, как выяснилось. Очень важно иметь хороший спицной ключ, и вовсе нет необходимости переть с собой по 10 запасных спиц. Наши ключики для спиц показали себя весьма отвратительно, однажды мне пришлось даже тянуть восьмерку с помощью пассатижей...
Итак, старт дан. До вокзала добираемся достаточно быстро, за 25 минут. У меня рюкзак достаточно тяжелый - 24 кг. У Юльки полегче - всего 16. Правда у нее на спине еще рюкзачок, килограммов на 5 с едой на поезд.
Погрузка проходит на ура - минут за 15, со снятием передних колес и упаковкой велосипедов в чехлы. Чехол -простой мешок из полиэтилена, размером 100х150 см. Велосипед без переднего колеса в него нормально входит. Билеты у нас в разные вагоны: у нас с Юлькой - в 7й, а у Новикова с Ленкой - в 9й. Наши соседи поменяться отказались, зато согласились Новиковские. Мы с Юлей со всем нашим скарбом перебираемся к Жене с Ленкой. Ура, мы едем. :)
Отдельная история, как мы отправлялись. Уже стоя на перроне, я решил смотаться на близрасположенный рынок за запасным тросиком и колодками, типа - в горы ведь едем, не шутки шутить! Купил один тросик, две пары колодок, которые, при ближайшем рассмотрении, на наши велосипеды не ставились в принципе.
Соседи в купе попались тоже, не слишком любезные. В купе Глебусей какая-то старушка сменить вагон отказалась наотрез, и только потом, когда ребята уже двинулись в наш вагон, она всплеснула руками и согласилась.
До посадки я понятия не имел, что для снятия переднего колеса требуется его спустить (на самом деле там и спускать его не нужно - V-брейки и так запросто позволяют это сделать). Вместо этого я снял одну тормозную колодку. Потом я попытался судорожно открутить педали на Ленкином велике вновь купленным на авторынке ключом на 15. Это мне удалось, но времени на свой уже не оставалось. Запихав велики кое-как в описанные выше чехлы, я потащил их в вагон. В это время Ленка там безуспешно уговаривала наших соседей переселиться, но ребенок, который там сидел, отказывался, а его папа кивал на сына, как на главного авторитета по вопросам переселения. Закончились уговоры просто: в купе ввалился я, потный, злой и с великом. Первой моей фразой было отнюдь не банальное "Здрасте". Я сказал примерно следующее: "Смотрите, сейчас у вас еще есть выбор и в ваших же интересах переселиться!". Мужик угрюмо посмотрел на меня, на велик и, уже не обращая внимания на сыночка, стал собирать вещи. :)
Перебраться и перенести вещи, я им, безусловно, помог...
А откручивание педалей так на Ленкином велике и закончилось - я сломал совершенно новый рожковый ключ.
Увидев наши байки к нам подошел паренек, который едет в этом же вагоне. Его зовут Игорь и он, оказывается едет на Казантип - в точку нашего начала. И ко всему прочему у него байк, так что первый день мы поедем с ним вместе.
Парню маленько не повезло - ему я тоже снял колесо (по его же просьбе), сняв колодку. По дороге он ее потерял и ему пришлось выкупить одну пару из тех, что валялись мертвым грузом у меня. А вообще, Игорь ехал на Казантип исключительно в дискотечно-танцевальных целях. Вот уж чего не понимаю...

 
Семь Колодязей - Казантип (08.08.99) Пробег: 25 км
Поезд опоздал на час, так что мы приехали только в 12:20. На улице - жара. Выгрузились в темпе, так как поезд стоит всего две минуты. Ставим передние колеса, качаемся и... Новиков обнаруживает восьмерку на заднем колесе. [ Picture: Train upload ]

Да, нефиг было переть по Киеву с перегруженным велом, как на танке. Я сам вешу под сотню, а рюкзак сзади у меня был около 25 кг. Да и вытягивать колеса я тогда не умел еще, спасибо, Глебусь помог.
Приходится ее вытягивать. До Щелкино доезжаем за час. Юлька по дороге упала, сказывается отсутствие опыта езды с рюкзаком. В Щелкино зашли на базар, купили дыню и арбуз. Казантип меня разочаровал. Раньше здесь было место, где собирались серферы. Можно было взять доску напрокат и походить под парусом.
[ Picture: kaZantip ] Сейчас Казантип - исключительно тусовочное место. Много маленьких баров на берегу, крытых камышом. Сверху напоминает сцену фильма, где действие происходит где-нибудь в тропиках. Вечером - много музыки, дискотека. Говорят, что Казантипская дискотека попала в книгу рекордов Гиннесса.
С дискотекой в тот вечер нам повезло - ее не было. А вообще она там примерно с 22.00 до утра. Море - Азовское, жутко мелкое. Вдалеке видны солнечная, атомная и ветровая электростанции.
[ Picture: kaZantip and Azov sea ]
Глеб с Юлькой сходили посмотреть на Казантипский заповедник. Там строго - не пускают, правда, только днем. Даже стоящие на горе над тусовочной площадью палатки имеют строго определенный ареал для установки. Мы, правда, на это забили, т.к. лесники вечером обычно не ходят. Поставили палатку над условной границей - грунтовкой. Утром нас оттуда попросил лесник, но мы и так уже уходили.
На тусовочной площадке полно народа, байкеры на крутых мотобайках, татуированные, рычаще-дымящие. Питьевая вода по 5 коп литр. Доска объявлений, содержащая, в основном, информацию для членов компаний, прибывающих позже. Порадовало одно объявление: "Ребята-байкеры, заберите меня с собой, я люблю солнце и дорогу." Подпись и описание, где эту девушку искать. Объявлений от киевлян не было, но я нашел земляков - ровенчан. Мы пошли к ним с Ленкой, когда Глебуси вернулись.
М-да... надрался я в тот вечер изрядно...

 
Казантип - Береговое (09.08.99) Пробег: 70 км
Поднимаемся в 8 часов. Неторопливо искупались, позавтракали. Дров нет, готовим на газовой горелке. У нас Camping Gaz 270 turbo stove. Хорошая горелка. Но в Киеве наблюдается легкий дефицит баллонов. :(

Я бы сказал - легкий дефицит денег на них. Дорогие они.
[ Picture: Unfinished Crimean nuclear power station ] По дороге обратно в Ленино заехали на атомную станцию. Зрелище удручающее. Походили по турбинному залу, мы с Юлькой слазили на него - там сбоку была лесенка. В реакторный зал не полезли. Лениво было по веревке лазить. Покупались в водозаборе. Вода там чистая, правда, слегка солоноватая. Глубина, говорят, 8 метров. Двигаемся дальше.
В турбинном зале - полный развал, мусор, обломки оборудования. Пришел сторож, сказал, чтобы без фонарей в реактор не лазили. В прошлом году там убилось три человека. Вокруг праздно шатается какой-то обкуренный товарисч, стреляет сигареты и воду. Какая там была тарзанка! Мостовой кран со свободно висящим тросом высотой метров 30. Качаться здорово!
На подъезде к Ленино - первый прокол. У Климченки пробой переднего колеса. Меняем камеру, качаем. До Феодосии дорога ровненькая.
Перед Феодосией я сдернул народ с дороги к озеру-болоту неподалеку. Удручающее впечатление. Единственным, попытавшимся искупаться, был я. Но после обнаружения в воде двери от машины, желание пропало и у меня. Но зато в этот день мы купалиь в двух морях!
Идем не напрягаясь. После Берегового сворачиваем на пляж - искупаться и решить, где мы будем ночевать.
Решение, надо сказать, трудное. Был вариант остановиться в полупустом автокемпинге. Их там полно, с домиками, с местами под палатку и т.п. Вариант с местом под палатку стоил 2 гривны за ночь с носа. Но потом мы встретили большую компанию велосипедистов из Архангельска и заночевали с ними. Я заломал засохшую акацию в высоченных камышах у дороги и у нас были дрова.
Очень колючие, правда. :)
[ Picture: One of cool Moscow's guys ] Встретили двух ребят из Питера. Они едут из Севастополя в Керчь, а дальше - в Анапу. Все вдоль побережья, по шоссе. Выбираемся с пляжа на дорогу. Встречаем еще двух велосипедистов. Они стоят в конце пляжа, ближе к Феодосии. Становимся на ночевку рядом с ними. Там есть дрова, так что газ не тратим. Еще минут через десять подкатывает группа велотуристов из Москвы. Это серьезные ребята. Они прошли Ялтинскую яйлу, Демерджинскую яйлу, Караби. Все на MTB. На ХВЗ они не ходят. У многих стоит передний амортизатор, оборудование класса XT. Пообщались с одним товарищем из их группы на велосипедные темы. Узнали много для себя нового.
Архангельцы (те, кого мы встретили первыми), тоже зубры еще те. На своих ХВЗшках прошли от Ростова вдоль Азова, через Перекоп, Симфер и пришли в Феодосию.
Поклеили камеры.

 
Феодосия-Курортное (10.08.99) Пробег: 48 км
Подъем в 8 часов. Завтракаем и в 10:30 выезжаем. Заехали в город. Пока все ходили в галерею Айвазовского я встретил еще двух велотуристов. Эти из Петрозаводска. Едут в Керчь, а дальше через пролив. Все россияне идут на восток. Украинцев пока не встречали. Покружили по Феодосии, пока въехали на дорогу в Планерское. Был один достаточно тяжелый подъем длиной ~2 км.
[ Picture: On the way... ] Скорость падает до 10км/ч. Катимся потом вниз. Разгоняюсь до 56 км/ч. Летим, как ветер. Внизу в магазинчике покупаем хлеб и минералку. Дорога в Планерское состоит из серии подъемов и спусков. Тяжеловато. Ну ничего, всего второй день, втянемся. В Планерском покупаем виноград и едем дальше. Дорога огибает Карадаг. Я высматриваю те места, где был в 91м году, когда сидел в колхозе в Щебетовке.
Через час въезжаем в Щебетовку. Все знакомые места. Сворачиваем на Курортное. Дорога почти все время идет вниз. Проходим от Курортного ~500 м по пляжу в сторону Лисьей бухты и становимся на ночевку. Новиков едет за водой в Лисью, мы с Юлькой идем за дровами. С дровами здесь напряженка. Приходится лазить по крутому склону и выискивать сухие кустики.
Приехал Новиков. Он потерял возле родника насос. Так что прийдется сходить туда, чтобы его забрать.

Тут надо отдельно отметить, как я туда "поехал". Оказалось, что родник в Лисьей довольно высоко в горах. И пилить пешком туда не меньше получаса. Я местами ехал, поэтому добрался немного быстрее. Набрал отличнейшей воды. Зато, как здорово было съехать оттуда верхом!! Спуск отнял минут 5. А родник действительно высоко, метров 250, не меньше. Надо было его координаты и высоту GPSом померить, но я его с собой не взял.
Да, в Лисью бухту стоило бы заехать с самого начала - где-то перед Курортным есть ведущая туда грунтовка.
[ Picture: The mountains are so nice... ] Насоса у нас два, но этот - подарок на день рождения. Так что пойдем. Ленка идти не хочет, так что пойдем втроем. Прогуляемся перед сном. Дойдя до Лисьей бухты встречаем парня с девушкой на байках, только что приехавших сюда. Собственно, мы сошлись с ними в одной точке. Договариваемся, что мы сходим на родник, а потом уже пообщаемся с ними, так как быстро темнеет. Знакомимся. Их зовут Саша и Оля. Муж и жена, живут в Феодосии. Сходили к роднику, насоса к сожалению не нашли. Жаль. Спускаемся у берегу, находим Сашу с Олей. Они уже поставили палатку, покушали. Оказывается Оля - старая велотуристка, ходила пятерки на Кавказе, Алтае. Мы ее между собой называем руководителем экспедиции. :)
Они собираются ехать завтра на Судак, но пока еще не уверены в этом до конца. Договариваемся, что мы их ждем с утра в Щебетовке на автобусной остановке с 11 до 11:30. Если их не будет, то мы едем сами. В лагерь вернулись уже, когда стемнело совсем.

 
Курортное-Судак (11.08.99) Пробег: 35 км
Выезжаем в 10. Посидели минут 20 в Курортном, попили минералки (а Новиков - пива) и в Щебетовку.

Пиво с утра - рулез форева!
Пока ждем Сашу с Олей, Юля идет звонить домой. Я ее сопровождаю. Помню еще, где тут почта.
11:30 - никого нет, что же, едем дальше сами. За Щебетовкой начинается серпантин на перевал Сикор. Высота перевала 380 м. Медленно ползем вверх. У поворота на Солнечную Долину останавливаемся набрать воды. Здесь есть маленькое озерцо, буквально в 100 м от поворота, так что мы еще и купаемся. Хорошо! :)
[ Picture: Solar eclipse, thru the three pairs of sunglasses :) ] Начинается солнечное затмение. Сразу становится прохладно и тихо. Перестают петь птицы и даже ветер не шелестит в кронах деревьев. Едем по холодку. Еще километр подъема и дорога идет под горку, в Судак.
На въезде в Судак - винзавод и дегустационный зал. Решаем зайти и продегустировать местные (читай: Массандровские) вина. Стоимость дегустации - 10 грн, шара.
Вина: Кокур столовый, Херес, Мадера, портвейн белый, портвейн "Ливадия", кокур "Сурож", Кагор и Белый Мускат Красного Камня. Вку-усно. После дегустации заходим в магазин, где Женя покупает бутылку портвейна, держитесь крепче, 1969 года!
Ну и чего? Достаточно недорого, зато оно старше меня. А я люблю портвейн! Правда, после поездки я что-то полюбил и белое столовое. В Крыму в этом году много столового кокура и идет он просто замечательно, особенно с дешевыми и вкусными чебуреками в татарских ресторанчиках на побережье.
Кстати, татарские и прочие восточные забегаловки производят очень хорошее впечатление, по сравнению с аналогичными русскими. Еда вкуснее, дешевле и сервис лучше.
Выходим с винзавода с легким шумом в голове. У Новикова проблемы с передней перекидкой. Ее поставили в мастерской на две резиновые прокладки и она проворачивается. Стоим, ремонтируемся.
Тут опять спасибо Глебусю, он все же прочитал в книжке раздел по установке перекидок. Я же этого не сделал - мое меридское руководство написано по-немецки.
Проезжаем Судак, по дороге остановившись перекусить в харчевне на автостанции. Ночуем за Судаком по дороге в Новый Свет возле какого-то недостроенного санатория.
У этого же санатория разбил лагерь какой-то водолазный клуб из Луганска. Много народу. Они выбили себе какую-то ксиву у местного начальства на стоянку в этом месте и на нас смотрели очень неодобрительно. Честно говоря, я такого отношения от коллег-туристов-спортсменов не ожидал и было неприятно. А ведь места там было еще на две такие команды, как их. Ночевали мы поэтому недалеко, на довольно неудобной площадке у воды. Жмоты, как будто мы сильно помешали бы им, переночевав рядом.

 
Судак - г. Меганом (12.08.99) Пробег: 25 км
Выезжаем около 10. Решаем заехать в Новый Свет. Небольшой подъем, набираем воды на насосной станции и летим вниз, к морю. В Новом Свете куча отдыхающих, причем большинство - москвичи. Покупаем там разливного вина.
Там же произошел забавный случай. Сидела Ленка на бордюрчике, никого не трогала. Подходит к ней женщина-курортница и спрашивает: "Мальчик, а сколько стоит твой велосипед?". Ленка поднимает голову и отвечает ей: "Я не мальчик, я - девочка". Но женщину оказалось не так-то легко сбить с курса: "Все равно, девочка, а сколько стоит твой велосипед?"
Вообще 80% вопросов были о цене байков, причем минимальная цена предполагалась около 100 гривен (25 баксов), 15% были о максимальной скорости, которую можно развить на байке. Один мужик спросил даже: "Ну, 70 км/час по шоссе можно развить?" Мы тихо млели.

Да, вопрос о цене вела - хит сезона. Каждый раз приходилось выдумывать ответы, ведь сказать, что пара великов стоит за штуку - не поверят и пальцем у виска покрутят. Да и стремно как-то.
[ Picture: During Meganom trip ] Ну ладно, я отвлекся. Следующим пунктом в нашем плане стоит Веселое. Можно попытаться пройти по берегу через Новосветовский заказник, а можно объехать по дороге. Девушка на входе в заказник доверительно сообщает нам, что там плохая тропа, велосипеду прийдется нести на руках, и т.д., и т.п. Обламываемся и решаем съездить на Меганом, тем более, что там в это время должна находиться Юлина сестра Женя.
[ Picture: During Meganom trip ]
Знали бы мы, что нас ждет при подъеме на Караби - пошли бы в заказник и не сомневались бы. Это теперь нам море по колено...
Добираемся туда довольно быстро, часам к двум дня. Решаем остановиться под самой горой, перед мысом Рыбачий. Первым делом - купаться. Потом Ленка идет бродить по окрестностям и собирать дрова, мы же с Юлей идем искать ее сестру.
Масштабы здесь огромные. Честно говоря я думал, что весь Меганом можно обойти где-то за час.
[ Picture: Organ ] Ни фига. Идем полтора часа, а все конца-края не видно. Тропа идет на высоте 100 метров над морем и мы видим сверху все бухточки, где стоят люди. Мы высматриваем одну конкретную палатку, которая существует в единственном экземпляре, но ее не видно. За полтора [ Picture: Evening ] часа проходим около пяти километров, а до маяка еще пилить и пилить. Узнаем, где здесь родник и поднимаемся к нему. Здесь я встречаю одного знакомого из тур. секции университета. Воистину, тесен мир.
Пообщавшись и набрав воды, возвращаемся в лагерь. Женю так и не нашли. :(
За это время брошенные в море кабачковая икра и вино несколько остыли и стали готовы к употреблению. Вечер прошел за неторопливым трепом. Юлька, нало отметить, все вечера проводила за разрисовкой т.н. "японских кроссвордов". Может, они и японские, но слов там не было, одни цифири да квадратики. :)

[ Picture: Sunset over Sudak ]

 
г. Меганом - Веселое (13.08.99) Пробег: 30 км
Выход - традиционно, в 10. Сегодня направляемся в Веселое, так как Новиков хочет встретить там одну виртуальную знакомую по relcom.wheels Алю Фурсаеву. В селе покупаем арбуз на 9 кг и катимся вниз, к морю. Здесь много автомобилистов, палатки [ Picture: Vesyoloye ] вперемешку с машинами стоят по всему берегу. Много открытых забегаловок, где можно вкусно и недорого поесть. Выбираем, где мы будем обедать. В одной забегаловке встречаем Сашу с Олей, наших новых старых знакомых из Феодосии, встреченных ранее в Лисьей бухте. Они оставили свои байки в Судаке у друзей и пришли сюда берегом через Новый Свет.

В том же ресторанчике я встретил Мишу Плостака, знакомого из Киева, AFAIK, директора известной в киевских internet-кругах фирмы [ Picture: In the rocks ] Webber. Это он узнал меня, а я его - нет. Они тоже ходили по Крыму, но уже собирались домой.
Сидим с ними, кушаем, пьем вино. Саша уговаривает нас пойти переночевать с ними в бухточке в двух километрах по берегу. Мы согласны, но надо где-то пристроить велосипеды на ночь, потому что мы их туда не протащим. Недолгие поиски увенчиваются успехом.
Тут еще немного дифирамбов в адрес татар. Если русские местные собирались содрать с нас за хранение великов в Веселом (это не прямо на берегу, а около километра вверх по шоссе), то хозяйка соседнего с нашим ресторанчика охотно позволила поставить нам велосипеды в стоящий недалеко "филиал", который их семья не смогла открыть к началу сезона из-за непомерных налогов. Утром, когда мы их забирали, она взяла с нас "сколько не жалко". Это были, поверьте, смешные деньги.
Забираем некоторые вещи из велорюкзаков и Саша нас ведет в обещанный им Эдем. Да, место действительно волшебное. Описывать его не имеет смысла, это надо видеть своими глазами. Купаемся, прыгаем со скалы. Есть несколько уступчиков, ~3, 5 и 7 метров. Потом я наловил мидий к ужину, которые были благополучно зажарены и съедены. Вечер проходит за неторопливой беседой.
...и распитием 2 (двух) литров белого портвейна. Саша с Олей смогли даже определить, где он произведен. Вот такие знатоки. Да что говорить, они нашли много общего с Юлькой, так как все они трудятся на ниве водкоторговли, каждый в своем роде. :)

 
Веселое-Приветное (14.08.99) Пробег: 42 км
[ Picture: Breakfast ] Возвращаемся обратно в Веселое. Забрали велосипеды. Новиков снова поехал искать Алю. На этот раз нашел. Завтракаем мантами и отчаливаем. На повороте к [ Picture: Near Privyetnoye ] Приветному спускаемся к морю, купаемся. Возле пляжа есть цистерна с пресной проточной водой. Заливаем бутылки, моем головы. Едем вверх. В Приветном закупаемся продуктами, кушаем чебуреки (что-то мы много едим :)). Чебуреки в Крыму дешевые и вкусные, так что - рекомендую. Немного о системе общепита в Крыму. Сейчас там повсюду появилось много точек, созданных вернувшимися сюда татарами, где можно недорого и вкусно поесть без всякого риска для здоровья. Блюда подают самые разные: чебуреки, манты, плов, разные супы, видели даже борщ. Мы предпочитали чебуреки и манты.
Проезжаем от Приветного еще 5 км вверх (до конца асфальта) и возле ручья в ложбинке останавливаемся на ночевку.

Отличное место, кстати. В русле ручья полно сухих дров, которые даже не нужно ломать. Их нанесло туда весной паводком. Ручей чистый, вода холодная, что весьма радует после теплого, как парное молоко, моря и всенепременной жары. За весь поход не видели ни капли дождя. Дни, когда было облачно, запоминались, как день манны небесной для кочующих библейских персонажей... Это давало хоть какую-то тень. Всю ночь дул сильный ветер, настолько сильный, что Ленка даже испугалась и всю ночь меня теребила, выясняя, не унесет ли нас. Приходилось успокаивать. :)

 
Приветное-Нижний Кокасан (15.08.99) Пробег: 18 км
Асфальт кончился, дальше идет щебенка. У нее есть один минус - много пыли. [ Picture: Rendez-vous rock ]

И один плюс - она очень живописна. По дороге есть ручеек, памятник каким-то партизанам, скала с интересным названием "Скала Свиданий". Уж не знаю, кто там "свидался" - скала стоит довольно высоко над дорогой.
Приходится выбирать наветренную сторону дороги иначе можно задохнуться, когда мимо тебя проезжает машина. Дорога в верхней части идет по лесу, так что ехать [ Picture: Up... up... upppppppp...... ] не жарко. Это радует. Подъем проходит достаточно спокойно. За 1.5 часа с двумя привалами мы достигаем перевала Аликотбогаз (570 м). Дальше мы должны подниматься на Караби. С Нижнего Кокасана туда идет маркированная тропа. До Кокасана еще около двух километров, он находится за перевалом. Но не хочется лишний раз терять высоту. По карте с перевала на Караби ведет грунтовка, получится, что мы срежем несколько километров.
Пока мы думаем, на перевал заезжает грузовик с сеном. Спрашиваем у мужиков о дороге. Говорят, что дорога есть, но по ней давно не ездили. Решаем срезать.
Я бы сказал: "Грузовик съезжает на перевал". Он появляется откуда-то из бокового поворота, уходящего с перевала круто вверх. Поворот закрыт шлагбаумом, типа тех, которые стоят на въездах в лес в наших широтах, и было очень неожиданным увидеть рычащий и ползущий оттуда грузовик.
Первые полкилометра - вполне пристойная дорога со щебенкой. Когда-то здесь прошел бульдозер. Потом начинаются поваленные деревья, перегораживающие дорогу, [ Picture: The road is over... :( ] затем дорога переходит в тропу, а затем и вовсе теряется. Здесь мы совершили тактическую ошибку: надо было вернуться на перевал и спуститься до Нижнего Кокасана, но мы решили идти напролом и поплатились. 7 часов блужданий по лесу с выходом на заброшенные дороги, которые начинаются и кончаются в густых зарослях. Подъем на безымянную вершину, где стояла емкость для измерения количества осадков.
В конце концов решили вернуться на перевал, так как на тропу Нижний Кокасан - Большие Ворота не спуститься из-за скальных обрывов.
ИМХО, из того, что мы видели, уже попав на тропу позже, на следующий день, я все же думаю, что спуск там был. Несколько южнее, по лесу. Но сверху, увы, увидеть это было довольно затруднительно.
Обратно идем за волшебным клубочком, то бишь GPSом. Впереди катит Новиков с сим девайсом, примотанным лейкопластырем к рулю, за ним - все остальные. Клубочек не подвел, вывел таки на дорогу Приветное-Белогорск, правда в 100 м южнее перевала. Покоряем перевал второй раз за день и спускаемся в Нижний Кокасан, набрав по дороге воды в роднике.

 
Нижний Кокассан - проход Большие Ворота (16.08.99) Пробег: 10 км
День начинался многообещающе. До Караби - около 10 км, есть маркированная тропа. Планируем поднаться на плато и добраться до метеостанции. Там, говорят, есть киевские спелеологи.
[ Picture: Still no road... :( ] Первые плокилометра тропы очень хороши. Там можно даже ехать. Дальше начинаются буераки: сыпухи, поваленные деревья. Местами велосипед лучше толкать вдвоем.
Новиков себя не очень хорошо чувствует, Ленка дала ему таблетку цитрамона. Решили, пусть он пока полежит, а мы поднимем немного его велосипед. Да, ничего себе велопоход - велосипед едет на человеке, а не наоборот. В два часа делаем перекус и премся дальше.

Ну, велосипед мой я никому подымать особо не давал, однако клинило меня в тот день весьма. И Ленка протащила однажды мой велик метров 100, а потом я ее догнал. Даже не знаю, что со мной тогда случилось. Подташнивало, знобило, [ Picture: Collecting woods ] хотелось лечь в тепле и уснуть... В норму я пришел только к вечеру.
Местами днем перли велики на себе, рюкзаки переносили отдельно. Уклоны были градусов по 50-70. Весь день я не принимал участия в хозработах, только уже вечером, прийдя в себя, собирал дрова и ставил палатку.
Несмотря на то, что за целый день мы не встретили ни души, нас с Глебусем заставляют сцепить велики на ночь замками. Я иронично на это замечаю, что, мол, если кто-то и возьмет один вел, я его легко догоню пешком. :)
[ Picture: Moutain view ] Выбираемся на небольшую седловинку. Обнаруживаем на ней табличку "Памяти инструктора Махлаева". С седловины идет дорога вниз, по всей видимости в Приветное.
Или на Чигинитру, которую я иногда называл Камасутрой, так как забывал название. :)
[ Picture: Night parking ] Нам же далее по тропе, траверсом и вверх. Еще через полтора часа подъема (рюкзак и велосипед по очереди) выбираемся к Большим Воротам. Уже 7 часов вечера, так что ночуем здесь. Вода у нас есть - 5л. На ужин и завтрак хватит. Одна проблема - у нас уже почти нет продуктов, после завтрака останется одна банка паштета. И все. Мы рассчитывали подкупить продуктов в Генеральском и если бы мы не потеряли вчрашний день, то все было бы просто отлично. Теперь же надо спешить.
Пятачок, на котором можно поставить пару палаток, не более. Тут я с трудом запихивал в каменистый грунт колышки, без которых мой Лотос не поставить, как следует. :(
Вид отсюда открывается красивый. Видно Приветное, Рыбачье, маяк над Рыбачьим, до яйлы - рукой подать. С нашим темпом подъема - это около полутора часов хода.

 
Проход Большие Ворота - метеостанция (17.08.99) Пробег: 20 км
[ Picture: Riding again ] Подъем на плато занял, как и предполагалось, полтора часа. Дальше планировалось идти к метеостанции. Говорили, что она видна с любой точки Караби. Но... ее не видно. :( Катим по дороге на восток. О, какое наслаждение снова [ Picture: Meeting ] забраться в седло своего железного коня. Непередаваемое ощущение.
В долинке наблюдаются 4 человека с рюкзаками. Спускаемся к ним. Это Гуля, Калина, Ксюха и Чудинова, да еще и с детьми. Вот это встреча!! Садимся перекурить и пообщаться. Калину наконец-то сводили в пещеру. Так что теперь он настоящий спелеолог.
Они идут на метеостанцию, и нам по дороге с ними. На вопрос о продуктах все заверяют нас, что у них полные рюкзаки продуктов и они горят желанием покормить нас, потому что сами они их не съедят. Так что будем ночевать на метеостанции.

Решение о месте ночевки мы приняли уже к вечеру, добравшись до метеостанции. До того мы несколько раз заплутали. Очень трудно ориентироваться в причудливо переплетающихся дорогах, и часто более накатанная ведет вовсе не туда, куда нам надо. :) Спускаться в Генеральское было уже, увы, поздно.
[ Picture: Beetles in cave ] Гуля говорит, что рядом есть горизонталка, они в нее ходили с детьми. Пещера Дахнова. Пока они будут потихоньку двигаться на станцию мы можем слазить в пещеру и догоним их.
Решаем перед спуском в дыру набрать воды. Паша рассказывает, где родник и Новиков едет туда. Спелеки уходят. Минут через 40 Новиков возвращается без воды. Говорит, что родник он не нашел. Уезжаю я. Как можно было не найти воду? Родничок возле самой дороги.
А вот так! Тормоз я. :)
[ Picture: Stalactites and stalagmites ] Переносим вещи ко входу в пещеру. Достаем свет. Из света у нас велофонарик и лампа Camping Gaz. Х/б нет, лезем в шортах и футболках. Спускаемся к выломанной двери, проползаем за нее. Все в глине. Проходим еще метров пять, выходим в первый зал, где ход раздваивается. Там Новиков, поскользнувшись на мокрой глине, наворачивается. Решаем возвращаться наверх.
Отмечу, что я не поскользнулся, а оступился в проем позади меня, который не заметил. Сильно оцарапал голень, но не фатально - ссадины как ссадины. И подниматься мы решили вовсе не из-за пустяковой травмы, как могло бы показаться по тексту выше... Это я оправдываюсь. :)
В пещере очень красиво, торчат пещерные сосульки, причем снизу они местами весьма крупные, за них можно держаться стоя.
Делаем несколько кадров и лезем обратно, к свету и солнцу. Двигаемся в сторону метеостанции. По дороге обгоняем наших спелеков. Дороги на плато проложены [ Picture: Roads ] как-то странно. Такое впечатление, что водители грузовиков иначе, как под градусом за руль не садились. Они причудливо переплетаются, расходятся и сходятся и, как следствие, мы где-то сворачиваем не туда. Такое повторяется несколько раз. Наконец мы выходим на финишную прямую и в третий раз догоняем Гулю с компанией.
По дороге встречаем еще компанию пешеходов. Один из них, увидев меня изрекает: "Фамилия твоего директора - имярек!". Оказывается, парень как-то приходил к нам устраиваться на работу, а я его интервьюировал. Вот так тоже бывает.
[ Picture: Volodya - meteo-chief ] На метеостанции нас встречает знакомый спелек, который живет там в компании с метеорологом Володей уже полтора месяца. Володя - старожил станции, живет безвылазно там около двух лет.
Володя - очень приятный и интересный человек. Он ведет там практически отшельнический образ жизни, воду ему привозили последний раз два года назад, он разводит коз и кур, содержит огород и потихоньку ремонтирует пришедшую за годы перестройки в печальный вид станцию. Электричества там нет, [ Picture: Sawing firewoods ] ветрогенератор сломался, а зимой нет и людей. Вниз он спускается примерно раз в две недели, с людьми пообщаться. Зато он знает и любит окружающую его первозданную природу, радуется первым прилетающим весной скворцам...
На плато уже не пасут овец и лошадей, поэтому природа там за пару последних лет, по его словам, приходит постепенно в норму.
Заносим вещи в помещение, наконец-то можно расслабиться. Ужинаем на кухне. Топится плита, горит наша газовая лампа. Хорошо, уютно.

 
Метеостанция - Алушта (18.08.99) Пробег: 50 км
[ Picture: Leaving the meteo-station ] Никак не получается выйти раньше 10-ти. Едем по дороге метеостанция - Ай-Алексий. Нормальная грунтовка, местами выступы камней. Проезжаем Каратау, дальше дорога круто уходит вниз. Едем постоянно притормаживая, разогнаться не получается - все же не асфальт. Народ иногда падает, чуть зазевался - налетаешь на камень, где сильно подбрасывает. Новиков говорит, что его резина не держит нормально на этой дороге, хотя у него резина злая. Что же говорить про полуслики, которые стоят у меня. Хотя я себя чувствую здесь достаточно комфортно.

Проблема была не в резине. Никакая резина не удержит колесо на сыпухе, если его заблокировать тормозом. Первый раз я этого не знал, да и во второй еще не осознал в полной мере. Смешно, но когда я упал впервые на этом спуске, на одометре дистанция за сегодня выглядела, как "6.66". Во второй раз, не смейтесь, это было "6.96". Вот и не будь после этого суеверным! :)
Чуть ниже еще и кошка черная дорогу перебежала - я ехал первым. Кстати, я почти всегда ехал первым... :) Но тут я собрал все свои атеистические убеждения в кулак и ничего не произошло.
[ Picture: Ay-Alecsiy water source ] До Ай-Алексия спускаемся за 1.5 часа. Заправляемся в роднике водичкой и едем дальше, в Генеральское. Там уже начинается асфальт. Скатываемся в Солнечногорское. Уже час дня, надо бы и перекусить. Заходим в придорожную харчевню. У нас теперь блюдо дня - манты. Они здесь не хуже тех, что мы ели раньше.
После еды купаемся. Надо переждать дневную жару, так что купание затягивается до четырех часов пополудни.
Новиков опять правит восьмерку сзади. Тяжелый он, то есть, я. :)
[ Picture: In front of city government building... ] Когда жара немного спадает - едем в Алушту. Снова дорога идет небольшими серпантинами то вверх, то вниз. Педали крутить тяжеловато. В Алушту въезжаем в шесть часов вечера. Падаем в скверике напротив местного горсовета и девушки идут за продуктами. Берем помидоры, арбуз, несколько пачек хуенгов (instant noodles) и кефир с булочками. Кефир, закусываемый булочками, выпивается сразу. Теперь можно подумать и о ночлеге.
У Юльки в Алуште живут друзья родителей, к которым она хочет зайти. Доезжаем до троллейбусной станции, где Юля, оставив свои вещи на наше попечение, уезжает в гости на полтора часа. Возвращается она с хорошей вестью. Оказывается у Олега, ее названого брата, возле самого берега есть мастерская и он сейчас там. Ночевать мы все равно думаем на берегу, так что по пути можно будет найти Олега и, возможно, там заночевать.
[ Picture: OBOLON rules!!! ] Недолгие поиски увенчиваются успехом и у нас теперь есть крыша над головой. Ура!!!
Я тут могу только добавить восклицательных знаков, так это было кстати. Отличная ночевка прямо на берегу у восточного пляжа!!! И еще винца попили с Олегом. Он, оказывается, клеит эти поделки, которые в изобилии продаются на побережье. Теперь-то я знаю, как корабли запихиваются в бутылки. :)
Начиная с этого момента мы окончательно разленились и перестали готовить еду. Забегаловок много и они недорогие. Еда там хорошая.

 
Алушта, дневка (19.08.99) Без пробега
Сегодня можно никуда не спешить, но встаем мы как всегда в 8. Виной тому солнце, которое вначале ласково, а потом все жестче и жестче припекает, так что спать нет никакой возможности.
[ Picture: Novikov: scuba diving star ] До завтрака Новиков едет за билетами. Билеты он купил на завтра, на поезд Киев-Рига, так что завтра с утра нам предстоит сделать марш-бросок в Симферополь через Ангарский перевал.
А пока мы завтракаем, пьем пиво, заходим в местное интернет-кафе, купаемся, кушаем рапанов, особенные извращенцы плавают с аквалангом. [ Picture: Wearing the aqualung ]

Это Глебусь и Олег. Несмотря на то, что инициатором зарядки акваланга был я, большого удовольствия от своей краткой попытки поплавать с ним я не получил. Море было несколько взволнованным и вода была мутной. Плавать без инструктора (Олега) было стремно, а второго акваланга не было.
Увидели мы, как делаются сувенирные композиции из ракушек. Я никогда не был в восторге от подобного рода ширпотреба, а теперь, когда еще увидел, как все это делают... Да-а.
Крабы частично собираются из найденных под водой "запчастей", которые были ранее ими же сброшены при линьке.
Вечером выходим на набережную, но через час оттуда сбегаем. Народу как на Андреевском спуске в день Киева. Ужас какой-то.

 
Алушта-Симферополь (20.08.99) Пробег: 60 км
Сегодня выезжаем раньше, чем обычно, в 8:30. Хотели раньше, но не получилось. Главное выехать на перевал до начала дневной жары.

У памятника Кутузову набираем в роднике воды. Там же встречаем человека, который поставляет нашему веломастеру Диме на ул.Землячки велосипеды. В чем и убеждаемся с удивлением, перекинувшись парой фраз. Удивительно, сколько тут знакомых!
[ Picture: Just won over a mountain, heh-heh-heh :) ] Подъем не крутой, но длинный. Больше всего убивают Икарусы, которые дымят на подъеме, как табуны диких паровозов. Перед самым перевалом нас обгоняет микроавтобус, из которого по пояс высунувшийся в окно Калина машет нам руками и что-то кричит. Еще 10 минут и перевал взят.
Теперь можно и отдохнуть. Делаю несколько кадров. "Наши байки", "мой байк" и [ Picture: Ready to start ] "Ленка на фоне Чатырдага". Едем вниз, останавливаясь у каждого придорожного базарчика, выбирая кизил и сладкий ялтинский лук.
Пообедали в ресторане "Оливье". Одноименный салат у них и в самом деле, очень и очень. Но еда не фонтан и пиво только теплое и бутылочное. Кстати, рекомендую - темное пиво Симферопольского завода "Золотой Грифон". В отличие от прочей продукции, этот сорт - вполне достойный продукт. Правда, в прошлом году я его отчего-то не распробовал.
По дороге сворачиваем к Кызылкобе, Красной пещере. Я остаюсь с вещами, а все идут в дыру.
Возвращаются они минут через 40. В пещеру не сходили, так как экскурсия на полтора часа, а теплых вещей с собой не взяли, зато покупались в горной речке возле ее истока в местном "филиале ванны молодости", как это окрестил Новиков. Предлагают мне сходить искупаться. Юлька отказалась сопровождать меня наверх, мотивируя это тем, что идти далеко, долго. Приходится купаться внизу, что, конечно, обидно. Хотелось ведь окунуться в нормальную холодную воду. Ну да ладно.
По дороге делаем еще одну остановку перед самым Симферополем у симферопольского водохранилища. Перед самым привалом Новиков пробивает камеру. Первый раз за весь поход, в отличие от меня (я пробивал колеса, наверное раз 6 или 7). Зато у него сразу две дыры: от стекла и от гвоздя, если мне не изменяет память. Моем велосипеды и едем на вокзал.
Память изменяет. Дырки у меня от шипа какого-то растения и тоненькой проволочки. Причем проволочку я, кажется, подцепил где-то раньше.
На вокзале в Симферополе царит полный бардак. Там делают ремонт, кучи мусора, огромное количество народу, поезда не объявляют. В общем, ожидание поезда - это отдельная история.
Что приятно порадовало, так это то, что мы ехали в вагоне с латвийскими проводниками. Они очень спокойно отнеслись к нашим велосипедам, были предупредительно-вежливы. Одним словом: почти Европа. :)
Эта вежливость умиляла. Когда мы отказались от постелей, проводница принесла нам их бесплатно, утверждая, что "без постели вам будет неудобно спать". И только после того, как я объяснил, что деньги у нас есть, и что мы действительно просто не хотим их брать, она забрала их обратно, тактично заметив, что она мол, думала, "у вас есть другие причины". В Киеве ее напарник без слова вопреки открыл нам наружные двери нерабочего тамбура, чтобы мы могли вынести велики без проблем для других пассажиров. Отличные и очень приятные люди!
А на следующий день мы приехали в Киев. Вот, собственно и все.
А тут я приведу свои выводы, насколько я могу их сделать самостоятельно...
  • Ничего особенно страшного в таких путешествиях нет. Однако на подготовку лучше потратить немного больше времени. Обязательно узнать об удобных въездах в те места, которые интересуют больше всего, строить маршрут имеет смысл все же не по шоссе, как у нас по большей части получалось... Поэтому нужно выяснять у знающих альтернативные варианты.
  • Хорошо показали себя обе Мериды. Несмотря на плевки некоторых товарищей из fido7.mo.bicycle в их сторону, в они были не менее надежны, чем Giant'ы Ленки и Глеба.
  • При креплении велорюкзаков к багажникам хорошо было пользоваться свежекупленными на Жилянской резинками, состоящими из трех раздельных жил. Натянув резинку вдоль багажника, ее жилы можно было равномерно распределить по верхней части рюкзака.
  • Покупайте багажные квитанции. В нашей поездке они пригодились нам оба раза. Тут был один тонкий момент. Стоимость квитанции зависит от стоимости билета, и на поезд Киев-Рига они были весьма недешевы. Оформляются квитанции по номеру вагона, и именно к вагонам привязаны тарифы. В нашем поезде были вагоны украинского формирования и кассирша оформила нам квитанции на украинский вагон, но вписала в них наши номера билетов. Такой вот хинт, уменьшивший цену квитанций с 13 до 2.5 гривен на нос.
  • 4 велосипеда в одном купе - чересчур и приходится откручивать педали. Два велосипеда стояли по пути в Крым днем на верхней полке, а ночью - на полу купе. И проводница по этому поводу ворчала. Плацкартный вагон - вот идеальное место для велосипедиста!
  • Неисправности: несколько проколов у Глеба, два одновременно у меня, дважды у Ленки. Меня постоянно беспокоило часто восьмерящееся заднее колесо, тянул я его дважды. У Глеба треснул в одном месте сварки дюралевый багажник. У всех остальных были такие же - но все обошлось. Были еще различные регулировки по мелочам, да один раз Ленка при очень серьезном падении свернула руль, сломала передний отражатель и заклинила передний тормоз - все поправилось без хирургического вмешательства.
    Странно, но даже велик, упавший после всего прямо на нее, ничего ей не сломал, хотя картина была жутковатая: Ленка лежит метрах в трех ниже тропинки, головой под велосипедом и - ничего. Пара ссадин.

[ Picture: Yulka ]  [ Picture: Glebus ] 

[ Picture: Novikov ]  [ Picture: Lenka ] 

[ Picture: Oleg ] 

В середине зимы 1999-2000 стало известно, что примерно 19-20 января Володя Викторов, метеоролог с плато Караби, трагически погиб, замерзнув в глубоком снегу на плато, возвращаясь на метеостанцию после встречи с родителями. 18 января ему исполнилось 40 лет.

Last updated:
Последнее обновление:

05.03.99

© by Novikov, Glebus
Взято с сайта Новикова