Велопоход завершен! Добро пожаловать на страницу дневника - здесь

Руководитель Механик Штурман Завхоз

Предпоходные заметки механика - Здановича Петра AKA Petro

Последние измененния: v2.30 от 22/07/2002

Я знаю, порывшись по нэту наверняка можно накопать туевую хучу советов по технической части подготовки к походу. Но поверьте, я тоже имею маломальский опыт, посему никуда заглядывать не буду и напишу лишь свои мысли по этому поводу.

Обобщу: За время похода планируется пройти около 1000км по не всегда дружественному покрытию. Могут быть затяжные ливневые дожди, могут быть заморозки и непролазная грязь. Штуцер - это не мало, некоторые катаясь по городу после такого километража цепь меняют, нам такая роскошь не грозит, мы не ишаки переть на себе запасной разобранный велосипед. Посему здесь я постараюсь описать все жизненно важные узлы велосипеда, их уязвимые места и способы педотвращения и/или устранения возможных неполадок. Итак, версия 2, б/м переработанная...

Часть I: Ремонт и профилактика

1. СИСТЕМА, т.е. шатунный механизм, цепь, кассета, перекидки...

Ежу понятно, без цепи вы никуда не поедете, и если она изношена (растянута, соответственно постоянно рвётся) то ваши постоянные напрягания меня (как механика ;) для починки цепи не прибавят километров нашему продвижению. (Поверьте, я не злой, всё cделаю, но руководитель будет вами недоволен ;). Для того, чтобы избежать подобной ситуации просто натяните цепь нажатием на педали и измерьте расстояние между центрами 25-ти пинов.

304,8-306,4мм - цепь в поpядке

306,4-307,9мм - поpа цепь менять, это не дорого, но гарантия спокойного прохождения маршрута.

>307,9мм - цепь и, скорее всего кассету, придется заменить, я проверю!

Для работы с цепью я беру с собой цепемойку с запасными роликами (всё вместе 150 грам - а выгода очевидна) и две старые зубные щётки. В качестве флюида возьмем грамм 200 УайтСпирита, а как моющее и в некоторой степени смазывающее средство - LM40 или WD40. Последнее время я больше сколоняюсь ко второму. На две ходовые недели думаю нам хватит 1 баллона WD40 в 400мл и баллон тефлоновой смазки. Кроме того, у меня всегда с собой как минимум 30 звеньев цепи HG, скорее всего придется взять ещё звенья цепи IG (или что там у кого? :), т.к. девятиреки ещё не у всех.

Никаких запасных перекидок! На крайняк руками выставим 2/5 и поедем ;) Перекидка - деталь надёжная, пока на неё не упал :)

Запасной петух - по одному под каждый типа рамы. (например у Giant и Merida петухи отличаются). Если вы упадете на перекудку, она врядли сломается, а вот выправить погнутый петух достаточно трудно.

А вот если полетит трещётка - это уже хуже. Sealed cartridge задней втулки мы в палатке не разберем. Что ж, будем уповать на качество Shimano и Magura.

Каретка... Вот заменил я недавно свою как оказалось noname на Deore, достала своим щелканьем, скрипом и начинающимся люфтом. Но это случилось спустя 500км после того, как она стала подавать первые признаки недовольства. Вообщем, возить с собой лишние 400гр мы не будем.

Манетки и запасные тросики к ним (хотя один длинный тонкий тросик взять можно) тоже недостойны нашего внимания в этом походе, всё можно переключить руками, как в старом добром Старт-Шоссе ;)

2. ПЕДАЛИ.

Как показал практика, педали "вылетают" довольно часто (три штуки на четыре похода - это внушительно). Крутить штырь без платформы неприятно, а качественно перебрать педаль в полевых условиях автономки без специально взятых инструментов сложно. Посему возникает вопрос: берём запасную пару обычных алюминиевых педалей или запасные подшипники, чашки и инструменты? Я склоняюсь к первому.

Второе (это для избранных, т.е. почти про всех ;) Владельцы "контактов" могут сильно не переживать - случаев поломки таких педалей лично мне пока неизвестны, Но пару запасных шипов для Shimano SPD (обладателей коих у нас все :) я возьму.

3. БАГАЖНИК.

Блин, как часто они ломаются! Это просто мама дорогая!! :(((

Здесь возможны варианты - традиционный багажник и "консоль" для "двухподвесов" (т.е. для меня, любимого :)

По второму вопросов нет, они пока не ломались и не выламывали подседелку (может потому, что на них пока никто не грузил больше 10 кг? :))

По традиционным - никакого алюминия или дюрали!. Даже если нам встретится по дороге село, там не будет аргоновой сварки. Только сталь! Проигрыш 100 грамм с лихвой компенсирует надежность. Кроме того, багажник должен быть надежно закреплён ВСЕМИ имеющимися крепежами и посажен на "гроверы". При малейшем люфте и тяжелом велорюкзаке поломка вам гарантирована.

Я возьму несколько больших стальных шайб, это, если что (не дай Бог, тьфу-тьфу!) на некоторое время сможет решить проблему отломанного ушка багажника.

4. КАМЕРЫ и ПОКРЫШКИ.

Состояние резины будет оценено со всей строгостью, не надейтесь что вам просто так удастся увильнуть от расходов в размере $10-30 ;) Клеенные покрышки категорически запрещены. Следует поставить в меру шипастую резину. Я думаю остановиться на Michelin Comp, возможен вариант задней покрышки Michelin Hot, но это наверное черезчур.

Придётся купить запасную покрышку с мягким кордом (или с традиционным, только такую я не повезу :). Порваная покрышка означает окончание маршрута. Кроме того каждый должен будет иметь с собой целую запасную камеру. Я конечно возьму с собой набор латок и клей, но у вас йогурта не хватит со мной рассчитываться ;)))

По спицам... Сколько походо-лет мы таскали с собой запасные - хоть бы раз пригодились... На "Туристах" и "Стартах" без запасных спиц никуда, но мы всё равно возмем по несколько запасных спиц и головок для спиц. Главное чтоб обод не лопнул, потому как тогда крышка... Возьму ещё хороший универсальный спицной ключ.

Насосов должно быть как минимум 2, а лучше три, универсальных, кроме того ещё насос для вилки/аммортизатора.

5. ТОРМОЗА

Перед походом купите 3! пары колодок (для V-Brakes), потому что после того, как я проверю состояние ваших колодок, вам все равно придётся их менять, а ещё в поход с собой пару взять нужно ;)) В горной местности при дожде ваши обода превращаются в наждачку и колодки улетают за день-два...

Колодки дисковых тормозов рассчитаны на ~10К километров, мои отбегали меньше 2К, следовательно пока менять не нужно. Возьму только несколько шайб (0,1-0,5мм) для тонкой подстройки суппортов.

Тормозные тросики механических тормозов... Я вот думаю - один с собой взять или каждого нагрузить запасным? Наверное один - оба не порвутся (ну, маловероятно, не на даунхилл едем), а аккуратно доехать на одном тормозе можно. Хуже с гидравликой, ну лень мне с собой ДОТ тащить и прокачивать тормоза в придорожной пыли. Ладно, над этим я ещё подумаю...

6. ДРУГОЕ

Разноразмерные шарики для подшипников, болты разной длинны под шестигранник и отвертку, шайбы "гроверы", обычные шайбы, гайки под имеющиеся в байке диаметры болтов. Всё вместе не более чем на 150 грам с упаковкой :)

Изолента и пластиковые стяжки в размере 20+ штук обязательны.

Часть II: Подготовка велосипеда к походу

1. Колёса

Разбортируйте колёса и проверьте внутренюю поверхность обода. Это не блажь - мы катаемся и в дождь и в снег. Посему под головки спиц попадает вода и там остается. В результате обод начинает окисляться, головки спиц гнить. Протрите всё тряпкой, смоченной тефлоновой или силиконовой смазкой. Эти спреи хорошо предохраняют от коррозии, оставляя тонкий защитный слой.

Проверьте состояние флиперов. Если они изношены, камеры будут протираться об обод.

2. Цепь

На черновую пройдитесь по цепи зубной щеткой. Затем снимите шатун со звездами и кассету. Тщательно их помойте. После этого можно приступать к обработке цепи.

Способ I:

Берёте цепемойку и уайтспирит - цепь сверкает. Можно для верности пройтись ещё LM40/WD40. Сушите часик и можно приступать к смазке. При отсутствии цепемойки можно использовать старую зубную щетку.

Способ II:

Существует мнение, что цепемойка слишком сильно "плюётся" моющим средством (т.е. уайтспиритом), которое попадает во фрихаб (трещётку) и вымывает оттуда смазку. Я это мнение не разделяю, т.к. для качественной обработки цепи её нужно снять. Если у вас на цепи нет замка, эта операция затруднена. Если замок есть - снимаем цепь и моем с Fairy в ближайшей речке.

Теперь смазываем: Наиболее удачные комбинации смазка/покрытие:

1. Два слоя ESSO Chain Spray (после каждого нанесениея тщательно вытираете цепь тряпкой). Каждый слой сохнет примерно полчаса. После этого наносите два слоя тефлона - TF2. Каждый слой сохнет около часа.

2. Примерно тоже самое, только вместо ESSO Chain Spray наносится LiquiMoly Chain Lube. Он сохнет чуть дольше - около часа. После этого тоже наносите два слоя тефлона - TF2. Мне больше нравится второй вариант.

Цепь смазана и идеально защищена от воды.

Кстати, лучше снять оба шатуна и затем посадить их на графитку - гарантия того, что они не будут щёлкать. Вообще, главное очень сильно закрутить :))

3. Задняя перекидка

Теперь можно почистить перекидку. Выкрутите винты, крепящие направляющие ролики. Протрите и обильно смажьте все нутря густой смазкой, например графитовой. Вот и всё.

4. Вилка

Не буду вдаваться в подробности обслуживания воздушных и масляных вилок - лучше обратиться в сервис. Там вам реально проверят сальники, камеры и т.п. Владельцы эластомерных и пружинных вилок должны сделать две вещи: поставить велосипед "на попа", выкрутить в каждой ноге болт-заглушку и накапать по несколько капель густого машинного масла. Оставьте постоять так денёк. Второе - набрызгать под резиновые пыльники тефлонового или силиконового спрея, для уменьшения трения ног вилки об стаканы.

Проверьте люфт вилки, если он уже угрожающий, подумайте о замене вилки.


Итак, подведу итог:

Ремнабор механика

Разводной ключ, небольшой (до 24мм) [140]
Съемник для кассеты \
Съемник для каретки | [220]
Съемник для шатунов /
Плоскогубцы + кусачки Koleman [200]
Набор шестигранников + выжимка (multitool) [230]
Набор торцевых головок
Запасной набор шестигранников с выжимкой (у кого-то из участников)
Ключ-семейка /д байка [60]
Плоский надфиль [10]
Цепемойка + запасные щеточки [120]
Звенья цепи (HG,IG,UG) [60]
Ключ /д спиц [50]
Головки для спиц (10шт)
Стяжки нейлоновые (20шт)
Изолента синяя [20]
Тросик запасной - тормозная механика (длинный)
Тросик запасной - перекидка (длинный)
Тормозная жидкость (Royal Blood) - 100ml
Торцевые "звёздочки" 2 и 5мм (Magura) [50]
Насос универсальный [170]
Насос универсальный запасной (у кого-то из участников)
Насос для аммортизатора/вилки [210]
WD-40 200ml *2 [400]
Баллон смазки для цепи (200ml-300ml) [300]
Смазка густая (графитка) [50]
Клей SuperGlue - 2шт
Педали SPD515 (запасные) и пара шипов [400]
Гроверы, шайбы, гайки, болты
Проволока алюминиевая, стальная
Резина с "трубок" на латки
Покрышка Michelin HOT-S (кевлар) [610] ???
Щеточка (бывш. зубная - 2шт), ёршик
Шприц
Тряпки (много)

***
Позиции, отмеченные жирным шрифтом нужно покупать по прибытию на место старта.

Вот вроде пока все мысли. После наших ближайших сборов наверняка появятся еще идеи, решения и очередные вопросы. Если что - пишите