АЛТАЙ-99

В этом походе все шло не так, как планировалось, хотя почти ничего и не планировалось. Начиная с состава группы, которая к началу похода сократилась до двух человек, а к концу и вообще до одного, и заканчивая собственно маршрутом. Надо сказать, что для меня это первый опыт серьезного велопохода, мой же компаньен - человек опытный в путешествиях по шоссе, однако в горах тоже оказался впервые. У нас не было цели пройти определенный маршрут, скорее мы хотели просто отдохнуть в красивых местах в меру своего понимания отдыха.

Итак выехали мы в таком составе:

Первоначально мы планировали проехать до Телецкого озера, затем переправиться на его южный конец к устью Чулышмана, проехать вдольЧулышмана, выехать через Усть-Улаган на Чуйский тракт, а дальше по обстоятельствам ехать назад либо по Чуйскому тракту, либо через Тюнгур, либо через Чемал.

От Бийска до Телецкого озера есть две дороги. Одна вдоль Бии, которой нам ехать не советовали, т.к. она нудная (сам не ездил). Вторая через Горно-Алтайск, которой мы и поехали. Основным источником информации для нас был мой брат, который лет 10-15 назад объездил весь Алтай на мотоцикле вдоль и поперек. Вот только между мотоциклом и велосипедом есть некоторая разница. Так вот, по его мнению, наиболее интересными проходимыми участками являются дорога вдоль Чулышмана (приличная грунтовка, там даже УАЗики ездят, очень красиво) и дорога Иня-Тюнгур (есть короткие непроходимые участки, где надо тащить). Дорога Иня-Куюс тяжелее, но тоже, в принципе, проходима.

Попасть из Новосибирска на Алтай не просто, а очень просто. Достаточно сесть вечером на поезд и за ночь и 60 руб, окажешься в Бийске. Есть и другие варианты, но этот самый простой, им мы и воспользовались.

 
1-й день (15.07.99, четверг) Пробег 117 км.

Выгрузились из поезда в 8 утра. На привокзальной площади продают шашлык, но с утра как-то не хочется, а другие заведения еще закрыты. Решаем ехать. Выезжаем на Чуйский тракт, дорога хорошая, только слегка мешают вонючие камазы, обгоняющие нас раз в несколько минут. Километров через десять попадается первая придорожная забегаловка, где мы решаем позавтракать. Каково же наше удивление, когда мы в этом бывшем ж/д вагоне без колес обнаруживаем меню из 5 первых и 15 вторых блюд! Правда далеко не все есть в наличии, но ведь только девять утра.

Тут надо сказать, что продукты на большую часть пути мы взяли с собой и, как оказалось, совершенно напрасно. Во всех крупных населенных пунктах вдоль трассы есть все необходимое. Кроме того, за годы капитализма общепит тоже сделал огромный шаг вперед и теперь вдоль трассы есть множество частных забегаловок, где можно вполне прилично поесть за весьма умеренную цену. Кстати, чем непрезентабельнее вид такого заведения, тем лучше и дешевле там еда. Так позавтракали мы бифштексом и не помню чем еще за 65р. на двоих, а пообедали в совсем убогом сарайчике перед Маймой шикарной окрошокой и двойной порцией пельменей со сметаной в которой ложка стоит, кажется за 60р. на двоих. Ну да ладно, едем дальше.

Дорога до Горно-Алтайска хорошая, но неинтересная. Так что, если времени мало, а денег наоборот много, есть смысл проделать этот путь на машине, коих сколько угодно на вокзале в Бийске. На полпути село Сростки, родина Шукшина.

К середине дня температура поднимается градусов до 30, несмотря на облачность, местами плавится битум и колеса начинают липнуть. В Горно-Алтайске бросается в глаза множество весьма симпатичных девушек алтайской и особенно смешанной национальности.

На ночевку встали вскоре после Кызылозека возле моста через речку Сайдыс. А зря, на следующий день обнаружили, что через пару километров есть места лучше.

 
2-й день (16.07.99, пятница) Пробег 97 км.

Встали в 8, позавтракали китайской лапшой и отправились дальше. Жара градусов 35, ясно, однако порывы ветра приносят то жар то прохладу. Откуда непонятно. Зато дорога постепенно становится все живописнее.

В путеводителях такие дороги описывают примерно так: "...трасса то взлетает на горки то вновь ныряет вниз...". При передвижении по такой дороге на велосипеде возникают иные чувства. Если верить карте, междуКызылозеком и Верх-Бийском есть один перевал. В действительности их два или три, а всего нехилых тягунов штук восемь, из них два очень нехилых. Во всяком случае, передача 22/28 лишней не была, а кое-где и ее не хватало. Дорога неплохая, местами нормальный асфальт, местами, к счастью немного, битум со шебенкой, но на подъемах и спусках почему-то никакого покрытия, щебенка и колдобины. То ли там покрытие не держится, то ли его не делают специально, чтобы машины не разгонялись. Я однако все равно разгоняюсь до 56км/ч. Володе сложнее, у него, в отличии от меня, вилка жесткая.

К обеду приехали в Чою. Там пообедали в кафе, съели по мороженому и искупались в тихой и теплой заводи на реке вскоре после выезда из поселка.

Когда начали взбираться на последний перевал солнце уже садилось, а силы почти кончились. Безуспешно пытались найти место для стоянки. На одной из боковых дорожек повстречали местных жителей на телеге, которые нам сказали, что места мы тут не найдем, но обнадежили, что до перевала всего километров семь, а дальше сплошной спуск. Пришлось сделать последний рывок. Встали когда уже темнело возле моста через Ишпу. Полно комаров, но нам уже все равно.

 
3-й день (17.07.99, суббота) Пробег 53 км.

До Телецкого озера оставалось всего ничего - километров пятьдесят. Километров через десять после Верх-Бийска есть неплохие места для стоянки. Последние 15км. асфальт кончается. Щебенка и жуткая пыль. Зато появляются большие плакаты возле каждого съезда с дороги о том, что cтоянка платная - 8р. с человека.

К обеду приехали в Артыбаш и на турбазу. Тут то нас и ждал облом. Ну то что большие корабли по озеру давно не ходят мы знали. Они лежат ржавые у берега и, вероятно, уже никогда никуда не поплывут. Однако нас уверяли, что переправиться на южный берег озера можно без проблем. На деле все оказалось не совсем так. Катер турбазы "Бриз" ходит туда примерно раз в неделю, точнее тогда, когда у них набирается соответствующая группа. В данном случае он собирался туда отправиться 25-го числа, что нас никак не устраивало. Существует еще с десяток частных и принадлежащих каким-то организациям катеров, но никто не знает когда и куда они ходят. К тому же швартуются они к трем разным причалам. Остается только бегать между этими причалами, ловить швартующиеся катера и спрашивать у капитанов "не собираются ли они на Чулышман?". Из тех что причалили при нас собирался только один почти через неделю и тот не мог с уверенностью обещать, что возьмет. Еще есть местные жители с моторками, готовые везти когда угодно за 1000р., но тут нас задавила жаба.

А на Телецком озере мне не понравилось. Само озеро конечно красивое, хотя ничего особенного, но очень холодное, народу там совершенно немеряно, мест для стоянки мало, палатки стоят через каждые десять метров, и за это еще берут деньги, правда с нас их взять забыли. На турбазе свободных мест нет, но по крайней мере мы там пообедали и бесплатно приняли теплый душ.

 
4-й день (18.07.99, воскресенье) Пробег 50 км.

Нужного катера так и не нашли. Решили совершить радиальный выезд вдоль реки Иогач, изучить сомнительную возможность добраться до устья Чулышмана своим ходом по тропам, а потом, если не выйдет, попытать счастья с катерами еще раз.

Дорога весьма красива. Щебенка, но весьма приличная. Я хочу попробовать добраться по тропе до водопада на реке Самыш. Володю такая перспектива совсем не прельщает. Решаем, что он остается у развилки и варит обед, а я делаю выезд налегке. Сразу после брода каменистая дорога уходит круто вверх, сначало пытаюсь ехать, потом веду, а потом камни сменяются грязью, которая забивают все пространство между колесами и ободами. К тому времени, когда я осознаю всю безнадежность своей затеи, ехать уже невозможно не только вверх, но и вниз. Спуск по камням с уклоном градусов в 30 тоже зрелище не для слабонервных, хорошо что у меня есть амортизатор. По крайней мере теперь все ясно с перспективой добраться до Чулышмана тропами.

После обеда продолжаем путь. Подъем постепенно становится все круче. А потом начинается дождь. Сначала сильный, потом моросящий. Где то на 35-м километре пути, Володя нашел прекрасно оборудованное место для стоянки и заявил, что я могу ехать куда угодно, а он с этого места не сдвинется. На том и порешили. Он остался разводить под дождем костер из насквозь мокрых дров и варить ужин, а я налегке отправился дальше.

Доехал до крутого поворота дороги вправо, дальше продолжил движение прямо по маленькой дорожке, обозначенной на карте, как тропа. На этот раз качество ее оказалось вполне приличным, правда подъем весьма крутой. По дороге встретил двух зайцев. Доехал до перевала, куда дорога ведет дальше неясно. При хорошей погоде оттуда, вероятно, должны открываться классные виды, но мне не повезло. Обратно спускался со скоростью 30-50км/ч., под конец сдерживало в основном опасение проскочить место стоянки.

А на стоянке меня покусал клещ. Во всяком случае там я его заметил. Хорошо, что у меня сделана прививка от энцефалита, да еще и йодантипирин для профилактики с собой есть! Кстати, клещей на Алтае довольно много, но процент зараженных невелик, у нас в Н-ске заразных значительно больше.

 
5-й день (19.07.99, понедельник) Пробег 55 км.

Утром обнаружил еще двух присосавшихся клещей. А ведь после первого осматривался. Ну да бог с ними. Делайте прививку и будете относиться к ним так же спокойно, как я.

Дождь кончился и я решил снова съездить в горы, на этот раз по другой дороге. Владимир опять остался в лагере. Дорога каменистая, подъем крутой, но налегке ехать можно. Красиво. Как оказалось, дорога вела к лесоповалу и километров через десять закончилась.

А на большой дороге в связи с наступлением рабочего дня появились лесовозы, везущие стволы кедров метров 50 длиной. Встречаться с такими небезопасно, задние концы стволов раскачиваются из стороны в сторону на всю ширину дороги. К счастью ездят они редко.

После обеда вернулись на Телецкое озеро. Ужинали в кафе в Иогаче. В связи с рабочим днем народу на озере стало поменьше зато в этот раз с нас взяли по 8.50 за стоянку на озере.

 
6-й день (20.07.99, вторник) Пробег 65 км.

Катера идущего в ближайшее время на Чулышман мы так и не нашли, платить 1000р. за моторку нас задавила жаба, так что оставалось только вернуться в Горно-Алтайск и поехать куда-нибудь еще, например в Чемал.

Думали обратно проехать для разнообразия через Каракокшу, тем более, что в Кебезене нам сказали, что дорога нормальная. Но уже на другом берегу, куда мы переправились на пароме, местное население смотрело на наши планы весьма скептически, говоря что вода на бродах высокая. Однако мы все же поехали. Дорога ужасная - грязь, промоины, поваленные деревья, даже странно как это может быть обозначено на карте как дорога. У Володи треснул багажник, кое-как закрепили. Проехали километров десять пока нам не попались навстречу двое конников, рассказавших, что на броде кони плавают. После этого решили повернуть назад. Придется ехать назад старой дорогой.

По дороге к Верх-Бийску у Володи лопается еще одно крепление багажника. Ясно, что так мы далеко не уедем. Пока мы обсуждаем, где искать сварщика, две девочки, услышавшие наш разговор, сообщают нам, что в Верх-Бийске есть сварщик Гусев, который хорошо варит и его там все знают. Пока он варит Володин багажник я покупаю очень вкусный горячий хлеб прямо из пекарни. За работу сварщик попросил "на стакан спирта" - 20р..

На ночевку встали неподалеку возле моста через Бию, на правом берегу реки. Отличное место.

 
7-й день (21.07.99, среда) Пробег 98 км.

В обратную сторону перевалы дались нам легче. Возможно сказывается тренировка. А может и правда легче. Процесс ремонта дороги продолжается, битума стало больше. При спуске с перевала я установил свой рекорд скорости - 67км/ч (на злой резине).

Встали недоезжая нашего старого места стоянки, километра через три после пруда. Вода в пруду и в речке очень грязная.

 
8-й день (22.07.99, четверг) Пробег 76 км.

Снова выезжаем на Чуийский тракт. Асфальт мягкий от жары и велосипеды катят очень плохо. В Манжероке набираем воды из серебрянного источника. Еще один аналогичный источник есть немного дальше на горе. Вода из них может храниться годами и не портится, а также обладает лечебным действием т.к. проходит через серебрянную жилу. Сразу после источника небольшой подъем, а метров через 300 после него поворот налево к озеру Манжерок.

Озеро Манжерок замечательно двумя вещами. Во-первых это одно из немногих теплых озер на Алтае в котором можно купаться, поэтому там всегда много народа. Во-вторых на его дне растет орех чилим - прекрасный алтайский сувенир.

При попытке надеть плавки в туалетной кабинке недалеко от озера я подвергся нападению шершней или чего то в этом роде. Получив десяток укусов я вылетел оттуда даже не натянув плавки до конца, а укусы болели весь остаток дня.

На озере конечно хорошо, но стоять из-за обилия народа неудобно. На ночевку встали на берегу Катуни. Хороших мест там полно, но большинство из них уже занято автомобилистами. Однако всегда можно найти место, к которому на автомобиле подъехать трудно.

 
9-й день (23.07.99, пятница) Пробег 62 км.

Ночью шел дождь и немного нас подмочил, зато асфальт затвердел. У Володи проснулся радикулит.

Через 17км после Усть-Семы по Чемальскому тракту находится турбаза "Катунь". Вообще там множество турбаз и кемпингов, но "Катунь" самая большая и старая из них. Нас же там интересует в первую очередь автобус до Новосибирска. Выясняется, что ходит он раз в неделю, был как раз сегодня, мы его встретили, но свободные места бывают не всегда. Свободные места на турбазе есть, но нам не надо. Еда хуже и дороже, чем в придорожных закусочных да еще и с очередью. Зато бесплатно приняли душ.

До Чемала и чуть дальше хороший асфальт, лет пять назад его еще не было. Главная достопримечательность Чемала - микроскопическая ГЭС 1934 года постройки. На ее плотине алтайцы (действительно алтайской национальности) организовали классный аттракцион - полеты на канате над водосбросом ГЭС. Всего за 40р. Я летал, мне понравилось. Встали сразу за Чемалом после выхода трассы к Катуни. Место хорошее, здесь можно даже сделать дневку. Вот только дрова все мокрые.

 
10-й день (24.07.99, суббота) Пробег 58 км.

Утром шел дождь, но к 11 часам кончился. А вот радикулит у Владимира не кончился и он решил, что ему будет лучше вернуться домой, благо мы не отъехали далеко от цивилизации. Мне же он заявил, что прекрасно доберется и один, а я могу проодлжать путешествие. Ну что ж, ему виднее. Так я остался один.

Примерно через километр асфальт кончился, пошла щебенка, но ехать можно. Зато местность стала живописнее. Километров через десять мне встретился палаточный лагерь "Ала-Тау" возле которого отдыхал шикарный автобус Мерседес с новосибирскими номерами. Оказалось, что он собирается возвращаться домой в ночь с 26-го на 27-е и готов взять меня с велосипедом за 150р. Неплохой вариант.

Километров 20 проделали вместе с каким-то Жигулем, попеременно обгоняя и приветствуя друг друга. Средняя скорость на такой дороге у нас оказалась одинаковой.

Недоезжая Еланды имеется подвесной пешеходный мостик через Катунь, куда ведет неясно. За Еландой можно увидеть штольню через которую предполагалось отводить воду при строительстве Катунской ГЭС. Сейчас там коровы прячутся от жары.

А автомобильный мост через Катунь (перед поворотом на Эдиган) оказался разрушен. Правда восстановительные работы идут полным ходом и, вероятно, скоро он будет восстановлен. В этих местах берега Катуни очень красивы.

Дорога на Эдиган показалась мне интереснее, чем на Куюс и я поехал туда. После Эдигана я решил забраться в горы, насколько это возможно, вдоль реки Эдихта. Дорога очень плохая, за горой маячит маленькая грозовая туча медленно движущаяся в моем направлении, а подъем становится все круче.

Туча настигает меня как раз в тот момент, когда я встречаю большую и симпатичную группу пешеходов из Бийска с большим тентом. Естественно, я останавливаюсь вместе с ними. За кружкой водки выясняется, что идут они на Сумульту, а вообще по Алтаю ходят постоянно. Эти ребята добавили к моему списку перспективных для велотуризма мест дорогу от Ини вдоль Аргута. А также подтвердили мое впечатление, что сейчас на Алтае вполне безопасно. По их словам проблема с грабежами действительно была довольно острой несколько лет назад, но потом всех, кого следует, пересажали и теперь все спокойно.

 
11-й день (25.07.99, воскресенье) Пробег 42 км.

Хотел сделать петлю и горными тропами выехать к реке Бийке. Но не тут то было. Сходство тропы с дорогой через несколько километров тяжелого подъема закончилось. Дальше оказалась натуральная тропа с уклоном градусов 45. Зато от местного жителя я узнал, что по маршруту, по которому ушли мои знакомые пешеходы кто-то уже проходил на велосипеде.

Но у меня энтузиазм уже иссяк да и время подходит к концу. Так что я возвращаюсь назад через Эдиган и заезжаю в долину Бийки с другого конца. Дорога вдоль Бийки тяжелая, вокруг скалы. Встал на ночевку километров через пять.

 
12-й день (26.07.99, понедельник) Пробег 30 км.

На спуске к Чемальскому тракту чуть не задавил суслика, который не придумал ничего лучше, чем убегать от меня по колее.

Пока я лазил по горам, дорога была "выровнена" грейдером. Видимо, считается что от этого она становится лучше, но мне так не показалось.

Расслабуха. Проехал 30км и погрузился в автобус. До Новосибирска автобус добрался за 11 часов.

Выводы

Как показал этот поход, Алтай является превосходным местом для велосипедного туризма. Даже несмотря на то, что в самые интересные места мы не попали, мы разочарованы мы не были.

За последние годы на Алтае были заасфальтированы многие дороги. Теперь там можно подобрать маршрут и для шоссейных велосипедов, хотя в более дикие места лучше ездить на горных. Проблем с питанием и приобретением необходимых продуктов вблизи автомобильных дорог нет.

Местное население в большинстве своем велотуристов никогда не видело, а горных велосипедов тем более. Их отношение к нам колебалось от недоумения до восхищения, однако с отрицателным отношением мы не столкнулись ни разу. Правда в тех районах, где мы побывали, население преимущественно русское, но и алтайцы попадаются. Самым трудным для нас было отвечать на вопрос "а сколько такие велосипеды стоят, тыщи две, наверное?". Старались отвечать уклончиво, типа "дороже, тыщи две теперь обычные стоят". Не то чтобы мы боялись сказать истинную цену, а просто боялись что не поймут или будут смотреть как на ненормальных.

Что касается меня, то это, несомненно, не последняя моя поездка на Алтай, благо из Новосибирска это почти ничего не стоит.

P.S. Увидеть эти и другие фотографии покрупнее вы можете в моем фотоальбоме.

 
На мою домашнюю страничку
Кстати, я испытываю постоянные проблемы с компанией для своих путешествий и всегда рад познакомиться с другими (вело)туристами. Буду рад, если вы пригласите меня присоединиться к вашей группе или сами захотите присоединиться ко мне.
Пишите, не стесняйтесь!
Особенно интересуюсь заграничными велопоходами.

© by Аскольд Волков